воскресенье, 18 августа 2013
БогословскоеСегодня была - наконец!! - приятная богословская дискуссия с Александрой. Неожиданная, достаточно бурная, но приятная. Надеюсь, не только потому, что моя память меня не подвела.
В свое время я долго путалась с этим догматом. Потом решительно подошла к отцу диакону Константину, закончившему ЛДС и ЛДА, - как сейчас помню, вечер, воскресная школа, перила лестницы на втором этаже - и четко спросила :"Так воспринял ли Иисус Христос первородный грех или нет?" И получила такой же четкий ответ: "НЕТ". И далее мое "А как же тогда" было тут же подхвачено опытным учителем: "что не воспринято, то не уврачевано? Восприняты последствия первородного греха".
Так вот. Сегодня в пылу обсуждений внутриприходской - внезапно бурной и внезапно печально бурной - жизни, из которой я выпала на два месяца жительства у папы и проч., мы с Александрой вернулись в этому вопросу. Она - как цельный логик - логикой убеждала меня про "что не воспринято - не уврачевано", и прочее. Я прибежала домой, поела... и нашла о.Рафаила Карелина. И его разбор "Точного изложения православной веры" Иоанна Дамаскина. Печально в разборе то, что А.И.Осипов учит в этом отношении неверно. Но у о.Иоанна и о.Рафаила все очень понятно, очевидно и логично. Как и у ап.Павла.
Позвонила Александре. Прочитала. Уже на середине она сама продолжила логическую цепочку в правильном направлении. Все-таки, она такая же... Мои слова - те же, что у о.Рафаила (я помню цитаты, не помня источника) - она не слышала, а авторитетный источник - да. Я тоже так, обычно. И, думаю, в этом есть смысл)
Чтобы в следующий раз не искать: karelin-r.ru/newstrs/157/1.html
И, кстати... термин "Первородный грех" предложил мой дорогой Августин Блаженный. В 396 году. В православном богословии термин «первородный грех» стал закрепляться лишь с середины XVII века, когда был использован в «Малом катехизисе патриарха Иосифа», 1649 г. Определение этого понятия впервые дано в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере», 1723 г А о.Иоанн Дамаскин жил на 200 лет позже (675 753)
Осталось зачитать Александре момент с католическим "непорочным зачатием Девы Марии", который мы с Александрой затронули... Википедия.
Хех... что-то грустно мне стало...
@темы:
Церковь,
Ссылки,
Господь
Меня вот память постоянно подводит, причём зачастую по моей же вине. Заметил, что незадолго до какой-нибудь подобной дискуссии в руки обязательно попадают необходимые материалы, но откладываются в сторону под тем или иным предлогом…
Грустно - разделение Церкви... Почитала про количество храмов католических, посвященных "непорочному зачатию Девы Марии" и поняла, на сколько нереально уврачевание раскола... и воспринятие католиками неповрежденного учения Восточной Церкви.
Меня память подводит на нужные источники и логические выкладки... Обычно говорю на такие темы с людьми другого духа... это здесь сестра духовная и все мирно. А обычно просто пустота в голове. Словно и не знала ничего никогда - ступор...
Так что объединению со старообрядцами этот догмат не помешал.
Я читала Википедию, спасиБо. Я не уверена, что восприняли мнение с востока. И от Григория Паламы. Григорий жил в 14м веке, родившись в конце 13го. А у католиков это мнение появилось в 12м. Например, у Ансельма Кентрберийского.
"Православная Церковь отвергает римско-католическое истолкование непорочного зачатия. Однако она прославляет Пресвятую Деву, величая Ее "Пренепорочной", "Нескверной", "Пречистой". Святой Ефрем Сирии (IV в.) даже говорит: "Ты, Господи, како и Матерь Твоя, едино святы есте, Ты бо еси кроме порока и Матерь Твоя кроме греха". Но как же это возможно вне юридических рамок (привилегия исключения) догмата о непорочном зачатии?
Прежде всего нужно делать различие между первородным грехом как виной перед Богом, общей для всего человечества, начиная с Адама, и тем же грехом, силою зла, проявляющегося в природе падшего человечества; точно так же нужно делать различие между общей для всего человечества природой и лицом, присущим каждому человеку в отдельности. Лично Пресвятая Дева была чужда какого-либо порока, какого-либо греха, но по Своей природе Она несла вместе со всеми потомками Адама ответственность за первородный грех. Это предполагает, что грех как сила зла, не проявлялся в естестве избранной Девы, постепенно очищенном на протяжении поколений Ее праведных праотцев и охранявшемся благодатью с момента Ее зачатия.
Пресвятая Дева охранялась от всякой скверны, но Она не была освобождена от ответственности за вину Адама, которая могла быть упразднена в падшем человечестве только лишь Божественным Лицом Слова.
Священное Писание нам приводит другие примеры Божественной помощи и освящения от утробы матери: Давид [3], Иеремия [4], наконец, Иоанн Креститель (Лк. 1, 41). В этом-то значении Православная Церковь празднует с древних времен день зачатия Пресвятой Девы (9 декабря ст. ст.), как она празднует также зачатие святого Иоанна Крестителя (23 сентября). Нужно отметить по этому поводу, что римский догмат устанавливает в том, что касается зачатия Пресвятой Девы Иоакимом и Анной, различие между "активным зачатием" и "пассивным зачатием": первое из них есть естественный, плотский акт, акт родителей, которые зачинают, а второе является только последствием супружеского союза; характер "непорочного зачатия" относится только к пассивному аспекту зачатия Пресвятой Девы".
www.wco.ru/biblio/books/lossky4/Main.htm
Католики четко говорят - Бог изъял первородный грех по Своей воле от Марии при Ее зачатии! То есть склонности ко греху у Нее не было, и не было именно "благодаря БУДУЩИМ ЗАСЛУГАМ Ее Сына Иисуса". Но это ничем не подтверждается в Св.Писании - раз. Два - Бог никогда не нарушает Своих законов. Три - говоря, что Мария не могла согрешить, ибо склонности не имела, а не потому, что не хотела ради любви к Богу, католики умаляют подвиг Божией Матери. Да, Она была необычна изначально, но не тем, что первородный грех до нее "не дошел" из-за "эволюции" ее предков. А потому, что Она вымолена, зачата без страстной похоти престарелыми неспособными вроде бы родить людьми, потому что изначально посвящена Богу. Но по ступеням Ребенок зашел сам! Сам стремился к Богу всей душой. И да, с Ней были ангелы, но в Святое Святых к Ковчегу завета (да?) Она вошла Сама, хотя и водимая Духом Божиим. Конечно, Господь давал Ей больше, чем другим девочкам и хранил Ее больше, но Иуда был равночестен с одиннадцатью и тоже храним благодатью. И это не помешало предать! А Ее любовь к Богу не предала Его ни разу - личного греха не было на Ней. И как сказал митр.Антоний Сурожский, боговоплощение стало возможно только потому, что нашлась такая Дева, которая стала способна произнести Имя Божие ТАК, что Это Слово стало Плотью в Ней.
У нас совершенно не тонкая грань понимания. У нас совершенно противоположное понимание!
«…Мы заявляем, провозглашаем и определяем, что учение, которое придерживается того, что Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха, является учением, явленным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить всем верным. Эта „сияющая и совершенно уникальная святость“, которой Она „одарена с первого мига Своего зачатия“, целиком дана ей Христом: Она „искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Ее Сына“»
Нет. У человека не было склонности ко греху до грехопадения. Он был между так сказать падением и совершетвом, но у него была ПОТЕНЦИЯ согрешить, но не ВЛЕЧЕНИЕ.
Вот ВЛЕЧЕНИЕ ко греху, о котором ап.Павел так трагично стонет "доброго, которого хочу, того не делаю, а злое, которое ненавижу, делаю, бедный я человек", появилось как раз с отпадением от Бога, и идет от поврежденности природы. Так вот. Вот этого не было у Иисуса - Он первородный грех не воспринял - см.Дамаскина и ссылку. А у Марии - было. Но она не согрешала Своей собственной волей.
У Пия, разумеется, склонности нет! Он же тебе заявляет, что Ее Бог лишил подвига так сказать, что в нарушение всего взял и изъял Ее из первородного греха! А Православие тебе говорит, что это ересь. Что в Писании ничего подобного нет. И Фома Аквинский, кстати, тоже был против.
В этом наше отличие от Божией Матери) Но заметь! Что Она - имея склонность - не согрешила. А мы - в крещении очистившись - продолжаем!
В том и дело. Что очищение только ПОСЛЕ Жертвы и Воскрсения Христа возможно. Никакой "обратной силы" и прочей благоглупости.
Если я вношу свое, прости меня Господи!
«и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10:4).
Естественно. Он же - Вторая Ипостась Троичного Божества.
Никто до Жертвы Богочеловека не вошел в Рай, не очистился.
Илия НЕ был вознесен на небо. Он был вознесен "КАК БЫ на небо". Синодальный перевод неточный. На славянском и других это есть.
Моисей в шеоле.