Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
Благодаря необходимости причащать человека с раком желудка, который не может глотать твердое, узнала много нового.

Во первых, ожидаемое мало людей могли ответить на мой вопрос: откуда в Дароносицу священник берет Дары для причастия.

Собственно, у меня было два варианта: 1.Дарохранительница, где заготовленное напоенное Кровью Тело Христово с литургии Великого Четверга; 2.Из Потира после совершенной только что литургии.

Брат (алтарник!) ответил в смс, что, он думает, это не принципиально. Но это было как раз принципиально, т.к. тяжелобольные люди и младенцы не могут причащаться ничем, кроме Крови.

о.И. на мое робкое замечание, что бабушку бы причастить Кровью, ответил, что он этого сделать не может, т.к. у него лично дароносица образца трехсотлетней давности, которая не предусматривает транспортировку жидкости. Что сейчас есть новые дароносицы, которые позволяют это делать, но у него таковой нет. И что в Древней Церкви к этому относились так: может, значит, может, нет, значит, поздно. И сказал, что может попробовать причастить крошечками, если бабушка сможет их проглотить.

После этого у меня была мысль рвануть в Софрино, купить ему первую попавшуюся дароносицу нужного образца с мешочком к ней и далее мчать в Ильинку, пока не закончилось Причастие и Дары не потребили. Но я не рванула.

Далее, в Покровском у двух алтарников я узнала точно: в дароносицу Дары перемещают из Дарохранительницы, то есть, это высушенные, твердые маленькие Кусочки, а из Чаши брать Дары нельзя. Честно говоря, у меня полились слезы, но это было ожидаемо. СпасиБо им, они не стали никак утешать, просто сказали, что ведь кусочки маленькие, даже младенцев причащать можно. На что я только кивала, промакая слезы, и думала, что проглотить бабушка проглотит, но желудок не примет и вернет.

А далее все было почти как на литургии Преждеосвященных. Хотя я пропустила начало, оставив бабушек и батюшку для исповеди. После исповеди, о.И. достал Дароносицу - маленький серебрянный "домик", где были крошечная серебрянная чаша и лжица. Откуда он вынул Дары я не обратила внимания. Он ммм как бы потактичнее... поскреб, чтобы образовались крошки, затем поместил кусочек Тела Христова и крошки в Чашу, залил теплой водой (на сколько я поняла) и вином. Потом, после привычной молитвы "Верую, что сие есть...", сперва причастил бабушку, которая могла глотать, большой Частицей. А, затем, пытался поймать крошки, чтобы причастить болящую. После этого спросил, сможет ли она выпить все. Она сказала, что да. И он влил ей все в рот за один раз, сполоснул Чашу теплой водой и влил ей в рот это тоже. А вторая бабушка выпила теплую воду из вспомогательной крошечной пластиковой чашечки, которой, как я поняла, батюшка отмерял теплоту.

При этом всем я держала красный плат под подбородком причастиц. А о.И. пытался петь "Тело Христово примите". У меня, честно говоря, голоса петь не было. Потом все закончилось почти как литургия. Батюшка дал крест, предложил его всем.

Честно говоря, только сегодня до меня дошло, что я забыла о благодарственных. Но мне кажется, все присутствовавшии и участвовавшие были благодарны и Богу, и о.И. И, да, желудок бабушки, слава Богу, принял Христа, ничего не вернул.

В общем, теперь я имею бОльшее представление о практике причащения больных. Когда причащали в больнице маму, я не задумывалась над многими вещами, не следила за процессом.

@темы: Церковь, Господь

Комментарии
23.09.2012 в 20:43

А у нас, когда бабушка умирала, мы не могли дозвониться до священника, она так и умерла. Он потом перезвонил, но было уже поздно. Так что горит в аду теперь.
23.09.2012 в 21:56

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
strelkuz,
Не понимаю, она что, умирала час? Почему нельзя было пойти куда-то?
Вообще, главное, намерение. Если она стремилась к Богу, даже если не успел батюшка, Бог примет.
И у тебя доп.функция - вымолить бабушку.
23.09.2012 в 21:59

strelkuz, не священник спасает, а Бог. А Он на сердце человека смотрит.
И что в Древней Церкви к этому относились так: может, значит, может, нет, значит, поздно. В Первой церкви (которая в Деяниях апостолов описана) вообще причащались по домам, благословляя хлеб и вино.
23.09.2012 в 22:11

Как можно пойти куда-то, когда человек вот-вот умрет? Это как-то нечеловечно.
23.09.2012 в 22:13

Я не считаю себя таким подвижником, чтобы вымаливать умерших, не ощущаю такого дерзновения в себе. Моя молитва настолько слабая, что и в видимой жизни еле действует.
23.09.2012 в 22:58

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
esterka,
Я не изучала вопроса глубже сказанного мне духовником. Могу только сказать, что в начале 4го века на Первом Вселенском соборе было установлено правило, что никого не оставлять без причастия пред смертью, не знаю, когда было принято причащать запасными Дарами. Первая литургия, как я помню, принадлежит ап.Иакову, брату Божию по плоти (сыну Иосифа от первой жены), так что какое-то упорядочение Таинства существовало уже тогда. И я сильно подозреваю, что в силу гонений, ежедневного совершения его не было. И еще, поскольку в Древней Церкви, видимо, проще относились ко многому, а вера была живей, там причащали, извините, не человека, который 70 лет не приступал к Причастию. А человека, который был активным участником духовной жизни общины и приступал к Причастию каждую литургию.

strelkuz,
Это прекрасно, что ты не ощущаешь. Впал бы в гордыню и прелесть. Но молиться - твоя обязанность.
23.09.2012 в 23:07

"Не оставлять без причастия перед смертью" это означает просто не отказывать, когда просят. Священник не имеет право отказать.
23.09.2012 в 23:09

Молитву я понимаю несколько иначе, не как обязанность. А естественную потребность человека ко внутреннему миру, внутренней красоте и свету. Это молитвенное состояние, основа молитвы, когда человек словно погружается в таинственные глубины себя, лицезрея образ Бога. А слова это уже внешнее. По сути, слова и не нужны, Бог сам знает, как лучше. Можно славословить, это самая естественная молитва. Да и то, когда замираешь в трепете перед Величием, слова тоже не идут на ум.
23.09.2012 в 23:10

Ведь тебе никогда не прийдет в голову говорить массу слов, когда чувствуешь гениальность музыки. Это внутреннее таинство, оно требует тишины.
23.09.2012 в 23:30

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
strelkuz,
Сам читай 13 правило 1 ВС. Вот тут с толкованием текст. Толкование, как я понимаю, достаточно позднее и не исчерпывающее (сужу по отзывам в одной статье). www.holytrinitymission.org/books/russian/canons...

Если мы все призваны исполнять волю Бога, а эта воля "да любите друг друга" и "непрестанно молитесь", то сделай вывод, долг ли это тебя, как человека, или нет.
24.09.2012 в 00:16

Это пожелание, типа "будьте здоровы". Иначе у тебя и любовь получается долгом - любовь по приказу:)
25.09.2012 в 00:35

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
strelkuz,
Любовь это средство достижения обожения, мне кажется.
25.09.2012 в 09:24

А я думаю, что это следствие. Когда соединяемся с Богом, в нас действует Его любовь. А не наоборот - сначала искусственно создаем в себе любовь человеческую, не от Бога, а потом только соединяемся с Богом.
26.09.2012 в 00:51

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
strelkuz,
Апостол Иоанн писал, что нельзя любить Бога, не полюбив человека.
26.09.2012 в 09:52

Он так не писал:) Потому что страстная человеческая любовь это не духовно. А без соединения с Богом только такая и будет.
26.09.2012 в 21:59

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
1 соборное послание Иоанна Богослова, 4 глава.

20 Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
26.09.2012 в 22:20

Во-первых, любит Бога (то есть единится с Богом своей душой), а во-вторых, как следствие любит брата.
27.09.2012 в 00:03

как следствие любит брата. это понятно и закономерно, но, мне кажется, в Писании еще и упоминается любовь как средство свидетельства другим людям, чтобы они через любовь (обычную, земную, потому что другой они пока принять не готовы) пришли к Богу. Ведь если человек Бога не знает, то для него пример земной любви может послужить ступенью к принятию любви Бога.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии