Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
Неделя 14-я по Пятидесятнице. Притча о брачном пире (Митрополит Сурожский Антоний)

(Евангелие от Матфея, 89 зачало, глава XXII, стихи 1-14)

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Все призваны Богом, Творцом нашим, к вечной жизни, к тому, чтобы войти в это изумительное таинство любви, которое представляет собой Царство Божие, когда мы все призваны быть Божиими детьми, быть Ему родными, более того – видеть во Христе, Который стал человеком нас ради, брата по человечеству и Бога по природе. И через это увидеть в Боге нашем Отца и стать, по дивному слову апостола Петра, причастниками Божественной природы.

Но сегодняшняя притча нас предупреждает о том, что не все, кто призван, войдут в эту славу.

Разве мы не похожи на людей, описанных в сегодняшнем Евангелии и в другом отрывке, который мы читаем тоже в один из воскресных дней?

Разве мы не говорим Богу: я купил кусочек земли, участок, – я должен его освоить, он – мой… И через это теряем нашу свободу идти к Богу, потому что мы врастаем в эту землю под предлогом, что мы ею обладаем, тогда как она над нами получает власть…

Разве мы не говорим Богу постоянно: Господи! у меня есть дело, – я вспомню о Тебе потом, помолюсь Тебе когда-то, когда-нибудь, позже, но сейчас я должен сделать, я должен творить; разве я не призван себя выразить до конца, стать творцом?..

И проходят годы, десятилетия – и никогда не приходит момент, когда мы говорим: сделано наше дело на земле, я от него теперь свободен, теперь я могу забыть все, все земное, и только быть лицом к лицу с Богом, вместе с Которым, ради Которого, во имя Которого я всю жизнь жил и творил…

В другой притче некто из призванных говорит: я поженился, – мне некогда прийти к Тебе; у меня своя, земная радость, мне некогда разделить Твою, мне довольно моей; Твоя у меня что-то отнимет: время, какой-то кусочек сердца, что-то из моего живого чувства придется перенести на Тебя – а я хочу все сохранить для себя…

Разве мы не поступаем так постоянно, разве мы не страшно похожи на этих призванных, которых любил царь, любил Господь – и любит! – которых зовет к Себе, но которым на Него времени нет: земля, дела, собственное счастье – этого достаточно, чтобы оторвать нас от вечности, от Живого Бога, от самой Любви.

И как же поступает Господь в этой притче? Он обращается к Своим слугам и говорит: раз призванные не захотели прийти, то позовите теперь тех, кому и в голову не пришло бы прийти, потому что кто бы их пустил? Пойдите, соберите нищих, соберите хромых, слепых, разбитых жизнью, оскверненных жизнью, таких, которые через жизнь пронесли только изнурение души и тела, лохмотья жизни, – пусть придут!

И они приходят, они спешат, они отвечают на милость – изумлением, на любовь – благодарностью, они спешат с чувством стыда: как же им предстать перед царем? Как же им войти в это Царство Божие, в эти светлые палаты Божий?.. Как же, на самом деле, в лохмотьях, которые остались нам от славы нашего первородства, войти в Царство Божие?

В дверях встречает всякого Божия любовь, всякий встречает Спасителя Христа, Который на Кресте отдал Свою жизнь, чтобы иметь право каждому сказать: „Войди!”, каждого очистить, каждого омыть, каждого одеть в брачную одежду, вернуть ему славу первородства, изначальную славу, красоту, сыновство.

И все входят, изумленные, трепетные, благодарные. Один только не в этом духе пришел; он пришел, потому что слышал, что здесь кормят. Он – голодный и сможет досыта поесть; он холодный – там будет тепло: он бездомный – там будет кров. У него нет чувства благодарности или изумления перед этим; он только радуется тому, что представился такой дивный случай утешиться за всю горькую, бездольную жизнь. И он прорывается, как бы неочищенный, непрощенный, неомытый, неосвященный, в лохмотьях и грязи своей, к пище.

Нам это кажется таким непонятным, таким страшным: неужели он не мог подумать о том, кто его приглашает, благоговейно, трепетно очиститься, чтобы хоть напоследок можно было войти в это Царство?..

Но разве не на него именно мы так постоянно похожи? Когда мы идем к Богу в молитве, когда мы идем к Богу в причащении Святых Таин – о ком и о чем мы думаем? Разве почти каждая наша молитва не исчерпывается словами: Господи, дай, дай, защити, избави, дай?

Разве мы не употребляем как бы Самого Бога просто как источник, из которого мы можем получить все, что мы потом, как блудный сын, растратим – грехом, недостойно: недостойно не только Бога и Его любви, но и самих себя?.. Дай, дай! – и ничего другого. А когда дал – как редко бывает даже, что мы скажем: Благодарю Тебя, Господи!..

Как часто люди приходят ко мне, говоря: Я хочу причаститься, потому что мне тяжело, потому что душа моя изныла, потому что жизнь во мне как-то уже не жизнь, а полусмерть… Причащаемся мы тоже, чтобы от Бога взять как бы последнее: Его жизнь, Его собственную жизнь, чтобы пожить мгновение, и растратить эту жизнь.

Святой Серафим Саровский говорил одному посетителю: Да, Бог слышит тебя, да, – Бог исполняет твои молитвы: но разве ты не понимаешь, какой ценой? – Всей жизнью, всей страстью, всей смертью, всем сошествием во ад Сына Его Единородного…

Подумаем и мы: не похожи ли мы на первых званых, которые отказались прийти, потому что довольно им земли, не нужен им Бог и небо? Или на тех, которые Бога вспоминают только тогда, когда обездоленность дошла до предела, и они вдруг вспомнят или обнаружат, что можно от Бога получить то, что они уже имели и растратили, – хоть мгновение этим пожить, поживиться и вновь растратить?

Как будет страшно – не потому, что Бог нас отвергнет, не потому, что Он нас осудит, – когда мы станем (когда-нибудь: на земле ли, после смерти ли) перед Богом и вдруг поймем, как мы были любимы и как мы были всю жизнь безразличны, забывчивы, себялюбивы: как мы к Нему относились бесчеловечно…

Подумаем об этом: пусть проснется в нас все благородное и светлое: изумление перед Его любовью, перед Его красотой и личностью, благодарность перед Его милостью и лаской и заботой, тем уважением, с которым Он к нам относится, и если мы можем еще – ответим Ему любовью. Сейчас еще есть время: как бы не пришел момент, когда мы скажем: о, ужас, – поздно!..

Аминь.

4 сентября 1977 г.

@темы: Грустное, Цитаты, Я, Господь

Комментарии
10.09.2012 в 10:08

Скучная проповедь, говорится то, что и без проповеди понятно.
10.09.2012 в 10:50

Господь не отвергнет и не осудит, конечно.
Если бы мы научились видеть Его любовь в мелочах, которые нас окружают постоянно - сколько мгновений, когда Он дарит нам Свою любовь, а мы не замечаем этого... Бог исполняет наши молитвы, потому что Он нас любит. И Он знает... Он все знает. Я против чувства вины, потому что оно не действенно. "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе." А радоваться и благодарить за все намного сложнее...
Про человека в лохмотьях - вот мне всегда было интересно, как он мог вообще там оказаться? Пришел только ради пира, не желая знать Приглашающего - да, так понятнее...
Спасибо за проповедь - мне очень нужно правильно расставлять приоритеты и ставить на первое место Его...
10.09.2012 в 16:06

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
strelkuz,
Естественно, понятно. Но я личность забывающая, мне нужно обновлять словом и примером мои знания. Что митр.Антоний и делает)

esterka,
Мне кажется, здесь не о чувстве вины. А о чувстве благодарности и об опасности потребительского отношения к дарам Бога.
На счет не отвергнет и не осудит - это к чему?
10.09.2012 в 17:16

На счет не отвергнет и не осудит - это к чему? это к предпоследнему параграфу, с которым я согласна.
Бог сказал "Приходящего ко Мне не изгоню вон". А как мы себя будем чувствовать в этот момент встречи с Ним - вот это даже не страшно, скорее грустно...
Почему я упомянула чувство вины - это, мне кажется, связано с отсутствием благодарности и смирения - нам иногда сложно понять силу Божьей любви и того, сколько Он нам дает, или же мы предпочитаем заглушать это в себе. То есть мне тут виделась логическая цепочка, могу попробовать подробнее описать попозже...
10.09.2012 в 17:40

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
esterka,
Да. Логическую цепочку, пожалуйста.

На счет цитаты вспомнила запавшую мне в душу фразу:
"Я приму вас всех: с вашими беззакониями и страстями, с вашей суетностью и несовершенством. Я приму вас всех... Но как вы посмотрите Мне в глаза?"
11.09.2012 в 22:09

Вот о чем примерно я думала: "Что мешает нам славить Господа и благодарить Его?" - "Потребительское отношение, точнее, taking everything for granted" - "А в тот момент, когда мы это понимаем, что-то еще мешает" - "Ложное чувство вины". То есть как-то так. Я имею в виду то состояние, когда человек понимает, сколько Господь для него делает, и отгораживается от этого, потому что считает себя недостойным. В НЗ много примеров грешников, которые принимали прощение Господа и сразу же прославляли Его и следовали за ним - принятие прощения предполагает благодарность, так? А если человек затворяется в своем "я грешен и недостоен", то как он может благодарить или радоваться всем мелочам, которые Бог дарит ему? Сосредоточенность на себе, эгоизм, вера дьяволу (который обвинит нас во всем и убедит, что мы недостойны посмотреть Иисусу в глаза - вот мне что-то сомнительна приведенная цитата - потому что, как просить прощения, не смотря в глаза? Да, я посмотрю моему Господу в глаза и попрошу прощения за свои ошибки, которых у меня немало) - это все не дает нам принимать Божьи дары и, соответственно, быть благодарными.
Я понимаю, что уже отошла от первоначальной темы, но вот такой у меня оказался ход мыслей, и если продолжить дальше, то получится уже совсем оффтоп... мне уже видятся аналогии в сериале, который я сейчас смотрю, и сюжет в книге на тему... может, соберусь с мыслями и оформлю это в слова...
12.09.2012 в 19:43

hoc cognoscitur sicut...
Люблю Антония Сурожского. Вот чего-чего, а СКУЧНЫХ проповедей у него никогда не наблюдалось.
Он всегда искренен - и это факт. Не зря его называют Апостолом Любви...
12.09.2012 в 23:25

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
esterka,
Когда человеку стыдно, когда он ощущает свою ответственность за боль другого и т.п., ему трудно смотреть в глаза. Мне, по-крайней мере, в принципе-то трудно смотреть в глаза, а когда стыдно перед человеком, подавно. Я не смогу объяснить цитату про взгляд логически, моя душа ее просто очень восприняла. Я не вижу плохого в осознании несоизмеримости даров с тем, что я по себе сама из себя представляю, то есть в осознании своего недостоинства и своей ммм малости по сравнению с Творцом. Потому что отсюда выводится простая мысль о том, что дары даны не по достоинству, а по любви ко мне. И прощение грехов дается не потому, что попросили или осознали, или не потому, что искренне внутри себя отделились от греха и устремились к Богу, а по той же любви.

serafima999,
Да! Апостол любви! :heart:
12.09.2012 в 23:52

Злое Сердце, да, я твою мысль про взгляд поняла.
Я не вижу плохого в осознании несоизмеримости даров с тем, что я по себе сама из себя представляю, то есть в осознании своего недостоинства и своей ммм малости по сравнению с Творцом. Да я же о том же говорю! Я знаю, что ты Это понимаешь :) А другой не понимает, например, и отказывается от даров, от прощения и спасения...
Потому что отсюда выводится простая мысль о том, что дары даны не по достоинству, а по любви ко мне. И прощение грехов дается не потому, что попросили или осознали, или не потому, что искренне внутри себя отделились от греха и устремились к Богу, а по той же любви. :heart: И я так же думаю!
13.09.2012 в 12:55

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
esterka,
Мне кажется, что отказ от даров (с такой формулировкой) происходит исключительно по гордыне и ни по чему кроме. У меня в жизни достаточно часты моменты, когда я не могу пойти на исповедь или причастие "психологически". И я всегда знаю, что эти моменты так темны и депрессивны именно потому, что страсть гордыни довлеет. Но милостью Божией и молитвами людей мне пока всегда удавалось "поднырнуть", забить на прЕлестные "ощущения" и просто прийти.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии