Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
Наконец-то я добралась туда! В церковь у того Муринского ручья, в котором я когда-то купалась, и рядом с которым стоит мой старый дом, наш общий некогда дом, где теперь живет тетя, кузина с мужем и двое их детей. А в квартале живет другая моя кузина. Мать крестницы. Рядом ее родители. А между двумя кузинами мой троюродный брат с женой и детьми... А с другой стороны ручья, чуть подальше, двоюродная бабушка в доме прадеда и прабабушки...

Здесь пара фотографий 2008г. и рассказ о храме
Такие места... уже забывшиеся, но какие-то свои... Две башни домов - как ворота к дорожной круговерти и Храму за ней.
Ехала с работы голодная, на Академической купила невкусный пирожок, половину сгрызла до автобуса, вторую догрызала, специально медленно идя к храму. 93ий остановился прямо на нужной стороне. А напротив остановка всех трех автобусов в мою сторону, к дому. Я ехала и думала, во сколько же там служба вечером. В 17 или в 18. Прикидывала, что буду делать, если службы не окажется вовсе...
Служба оказалась в 16:00. И я опоздала уже на 30 минут. Я не знаю никакого другого храма в Питере, где бы так рано начинали служить всенощную!
Огромная высоченная лестница - беда бабушек и наследие, пожалуй, Псковщины, хотя сам храм в византийском стиле, а за дверями... Я просто обомлела... Во весь апсидный полукруг полусферы Богородица с покровом в руках. И ощущение такое, что покров просто провисает над алтарем, чья стенка гораздо ниже изображения. Я только потом поняла, что это не мозаика... Глубокий синий цвет одежд Богородицы на темно-золотом светящемся фоне... Под нею надпись, логичная для алтарной стены, по-славянски: Сия есть Кровь Моя нового завета за вас изливаемая, сие есть Тело Мое за вас ломимое". А ниже Христос-Пантократор, хотя для меня Пантократор это в византийском стиле, а здесь Вседержитель - т.е. на Престоле с предстоящими ангелами и святыми... вот я не люблю новые иконы... точнее иконы образца 18 века с барочными пухлыми лицами и ручками, с натуралистичностью... но здесь я даже не могу назвать стиль... очень просто, лаконично... но очень душевно. И запрестольное изображение такое огромное, а круг, вырезанный в Царских вратах, такой большой, что даже при закрытых вратах Христос виден. И это потрясает...
Храм - ротонда. Мне было привычно и легко. Ведь Ильинский тоже круглый. Пол изумительный - наборный арнамент из гранита или мрамора, уж не знаю. Храм еще не до конца отделан: иконостасная стена просто белая с парой необходимых икон (Христа, Богородицы и Тайной Вечери + Благовещение на Царских Вратах), и вообще все белое, кроме простенков у колон, которые мягкого желто-бежевого цвета.
Но мне очень понравилась эта простота.... Мне кажется, довольно золота на апсиде... его больше не нужно нигде, правда. И эта белая почти несуществующая благодаря "вырезу" алтарная стена именно такая, какая нужно: без вычурности, смиренная и неброская... Ведь главное - за ней. И свет из окон купола отражается от белых стен и напоняет храм... Что еще нужно? Сверху справа расположился хор, слева место чтеца. Такие два подобия балкончиков в филармонии, только безупречно белые.
И везде живые растущие цветы, пальмы... Думаю, на срезанные просто нет денег. Я прочитала вчера, что храм строили на собранные людьми деньги, потому так долго вышло. Но зато любовь чувствуется, правда. Снаружи такой красного кирпича крепыш... внутри воздушный прозрачный и гораздо больше, чем снаружи... Дом Божий.
Священник один. Даже без дьякона, только один чтец в помошниках. И бабушки в дополнение к бабушкам-свечницам в двух нишах рядом с входом. Приветливые, открытые...
Батюшке было, как мне показалось, трудно служить. Ощущение, что он плохо себя чувствовал. Хотя ему 50-60 от силы. Низенький, чуть полноватый с тихим голосом. Совершенно не елейное лицо... Но мне мгновенно захотелось за него молиться. И я молилась. Почему-то четко вспомнила чьи-то воспоминания об одном из священников в советские времена. Батюшка тот страдал крайней степенью диабета, из-за чего был очень грузен (не в пример этому). Ему было трудно передвигаться, совершать любое движение: скакало давление и т.п. Но он, преодолевая все, служил литургию, после чего просто не мог встать. И когда его просили покрестить, уже просто не мог двигаться. И не крестил. Но на литургисание Бог давал ему силы...
А еще мне захотелось остаться в этом храме. Копить деньги на какие-то нужды именно этого храма, организовывать воскресную школу для детей и молодежи, чтобы у батюшки появились помошники-алтарники... просить Владыку о втором священнике... Я почему-то была уверена, что это храм Георгия Победоносца... т.е. небесного покровителя моего дедонечки. И была потрясена вчера, когда прочитала, что он Сретенский... Ведь Серетенье один из моих любимейших праздников!
Как-то летом, идя забирать у кузины ее маленького брата по отцу, я встретила бабулю православной наружности, спросила про этот храм. Она сказала, что "не намолен", и ей там трудно молиться, и что она ходит в Сергия Радонежского у Областной больницы. Но мне сегодня было очень легко и радостно молиться в этом храме...
Масло на елеепомазании пахло гвоздикой. Ммм!...
А от проповеди о.Георгия мне впервые за долгое время хотелось плакать от того, что говорит на проповеди священник... ком стоял в горле, и слезы резали глаза. Он говорил о Христе, о том, почему эта суббота - суббота похвалы Божией Матери... углубляясь и забегая вперед к Вербному, к Распятию... к Воскресению... Хотел и начал о Марии Египетской... но все равно сразу заговорил о Христе. И его тихий голос становился громким, властным... У иконы в центре стояла пожилая дама и мальчик лет 11ти. В середине проведи стоявший сзади мужчина бесцеремонно дернул ее сквозь народ и они ушли все втроем... Я глянула на них... И батюшка замолчал. Сбился. Потом он долго смотрел мне в глаза... и я не могла понять, почему мне... может, потому, что я чуть повернула голову, отпав от того общего, что образовала в нас всех его речь... и несколько неловко и горько сказал, что это движение, брожение туда-сюда (он думал, свечки поставить) оно сбивает... "я рассказываю... я этим живу!.. "... И тут же закрыл глаза руками, а потом продолжил прерванную мысль. Но вот это "я этим живу"... зацепило глубоко... и я подумала, что я тоже хочу так как он этим жить...
А говорил он известные, простые вещи... которые, будучи повторенными мною, не произведут впечатления, хотя сами по себе безусловно впечатляющи...
А потом была общая исповедь. Я от свечницы уже знала, что утром в 9-30 надо будет приводить крестницу и что исповедь общая... но я не думала, что ТАКАЯ... Он прочитал молитвы, мы наклонились, он накрыл всех епитрахилью... и сказал: "скажите в сердце своем Господу все, в чем каетесь"... Не прочитал, как бывает на общих исповедях, краткий перечень страстей/грехов, ничего... Но я слышала, как народ вокруг шмыгает носами... и я сама достала бумажный платок... Потому что та проповедь коснулась души любовью, рождая покаяние и желание быть с Богом. А потом была разрешительная молитва, и все тихонько самостоятельно подходили ко Кресту и Евангелию... У нас такое только на Пасху. И на Рождество.
Я вышла в задумчивости... исповедоваться ли мне теперь завтра у духовника... Или нет... Или поехать на службу в Сретенский снова... И еще в огорчении: общая исповедь приемлема для взрослых, воцерковленных, имеющих опыт личной исповеди и могущих попросить о ней... А для ребенка 9ти лет... который не поймет ничего в такой общей... нужна именно личная... И это так грустно, что в этот дивный храм я не могу звать кузину с крестницей... Другую же кузину с детьми пока могу. Но ее дочке в мае будет 7... и начнется та же песня...

Здесь пара фотографий 2008г. и рассказ о храме
Такие места... уже забывшиеся, но какие-то свои... Две башни домов - как ворота к дорожной круговерти и Храму за ней.
Ехала с работы голодная, на Академической купила невкусный пирожок, половину сгрызла до автобуса, вторую догрызала, специально медленно идя к храму. 93ий остановился прямо на нужной стороне. А напротив остановка всех трех автобусов в мою сторону, к дому. Я ехала и думала, во сколько же там служба вечером. В 17 или в 18. Прикидывала, что буду делать, если службы не окажется вовсе...
Служба оказалась в 16:00. И я опоздала уже на 30 минут. Я не знаю никакого другого храма в Питере, где бы так рано начинали служить всенощную!
Огромная высоченная лестница - беда бабушек и наследие, пожалуй, Псковщины, хотя сам храм в византийском стиле, а за дверями... Я просто обомлела... Во весь апсидный полукруг полусферы Богородица с покровом в руках. И ощущение такое, что покров просто провисает над алтарем, чья стенка гораздо ниже изображения. Я только потом поняла, что это не мозаика... Глубокий синий цвет одежд Богородицы на темно-золотом светящемся фоне... Под нею надпись, логичная для алтарной стены, по-славянски: Сия есть Кровь Моя нового завета за вас изливаемая, сие есть Тело Мое за вас ломимое". А ниже Христос-Пантократор, хотя для меня Пантократор это в византийском стиле, а здесь Вседержитель - т.е. на Престоле с предстоящими ангелами и святыми... вот я не люблю новые иконы... точнее иконы образца 18 века с барочными пухлыми лицами и ручками, с натуралистичностью... но здесь я даже не могу назвать стиль... очень просто, лаконично... но очень душевно. И запрестольное изображение такое огромное, а круг, вырезанный в Царских вратах, такой большой, что даже при закрытых вратах Христос виден. И это потрясает...
Храм - ротонда. Мне было привычно и легко. Ведь Ильинский тоже круглый. Пол изумительный - наборный арнамент из гранита или мрамора, уж не знаю. Храм еще не до конца отделан: иконостасная стена просто белая с парой необходимых икон (Христа, Богородицы и Тайной Вечери + Благовещение на Царских Вратах), и вообще все белое, кроме простенков у колон, которые мягкого желто-бежевого цвета.
Но мне очень понравилась эта простота.... Мне кажется, довольно золота на апсиде... его больше не нужно нигде, правда. И эта белая почти несуществующая благодаря "вырезу" алтарная стена именно такая, какая нужно: без вычурности, смиренная и неброская... Ведь главное - за ней. И свет из окон купола отражается от белых стен и напоняет храм... Что еще нужно? Сверху справа расположился хор, слева место чтеца. Такие два подобия балкончиков в филармонии, только безупречно белые.
И везде живые растущие цветы, пальмы... Думаю, на срезанные просто нет денег. Я прочитала вчера, что храм строили на собранные людьми деньги, потому так долго вышло. Но зато любовь чувствуется, правда. Снаружи такой красного кирпича крепыш... внутри воздушный прозрачный и гораздо больше, чем снаружи... Дом Божий.
Священник один. Даже без дьякона, только один чтец в помошниках. И бабушки в дополнение к бабушкам-свечницам в двух нишах рядом с входом. Приветливые, открытые...
Батюшке было, как мне показалось, трудно служить. Ощущение, что он плохо себя чувствовал. Хотя ему 50-60 от силы. Низенький, чуть полноватый с тихим голосом. Совершенно не елейное лицо... Но мне мгновенно захотелось за него молиться. И я молилась. Почему-то четко вспомнила чьи-то воспоминания об одном из священников в советские времена. Батюшка тот страдал крайней степенью диабета, из-за чего был очень грузен (не в пример этому). Ему было трудно передвигаться, совершать любое движение: скакало давление и т.п. Но он, преодолевая все, служил литургию, после чего просто не мог встать. И когда его просили покрестить, уже просто не мог двигаться. И не крестил. Но на литургисание Бог давал ему силы...
А еще мне захотелось остаться в этом храме. Копить деньги на какие-то нужды именно этого храма, организовывать воскресную школу для детей и молодежи, чтобы у батюшки появились помошники-алтарники... просить Владыку о втором священнике... Я почему-то была уверена, что это храм Георгия Победоносца... т.е. небесного покровителя моего дедонечки. И была потрясена вчера, когда прочитала, что он Сретенский... Ведь Серетенье один из моих любимейших праздников!
Как-то летом, идя забирать у кузины ее маленького брата по отцу, я встретила бабулю православной наружности, спросила про этот храм. Она сказала, что "не намолен", и ей там трудно молиться, и что она ходит в Сергия Радонежского у Областной больницы. Но мне сегодня было очень легко и радостно молиться в этом храме...
Масло на елеепомазании пахло гвоздикой. Ммм!...
А от проповеди о.Георгия мне впервые за долгое время хотелось плакать от того, что говорит на проповеди священник... ком стоял в горле, и слезы резали глаза. Он говорил о Христе, о том, почему эта суббота - суббота похвалы Божией Матери... углубляясь и забегая вперед к Вербному, к Распятию... к Воскресению... Хотел и начал о Марии Египетской... но все равно сразу заговорил о Христе. И его тихий голос становился громким, властным... У иконы в центре стояла пожилая дама и мальчик лет 11ти. В середине проведи стоявший сзади мужчина бесцеремонно дернул ее сквозь народ и они ушли все втроем... Я глянула на них... И батюшка замолчал. Сбился. Потом он долго смотрел мне в глаза... и я не могла понять, почему мне... может, потому, что я чуть повернула голову, отпав от того общего, что образовала в нас всех его речь... и несколько неловко и горько сказал, что это движение, брожение туда-сюда (он думал, свечки поставить) оно сбивает... "я рассказываю... я этим живу!.. "... И тут же закрыл глаза руками, а потом продолжил прерванную мысль. Но вот это "я этим живу"... зацепило глубоко... и я подумала, что я тоже хочу так как он этим жить...
А говорил он известные, простые вещи... которые, будучи повторенными мною, не произведут впечатления, хотя сами по себе безусловно впечатляющи...
А потом была общая исповедь. Я от свечницы уже знала, что утром в 9-30 надо будет приводить крестницу и что исповедь общая... но я не думала, что ТАКАЯ... Он прочитал молитвы, мы наклонились, он накрыл всех епитрахилью... и сказал: "скажите в сердце своем Господу все, в чем каетесь"... Не прочитал, как бывает на общих исповедях, краткий перечень страстей/грехов, ничего... Но я слышала, как народ вокруг шмыгает носами... и я сама достала бумажный платок... Потому что та проповедь коснулась души любовью, рождая покаяние и желание быть с Богом. А потом была разрешительная молитва, и все тихонько самостоятельно подходили ко Кресту и Евангелию... У нас такое только на Пасху. И на Рождество.
Я вышла в задумчивости... исповедоваться ли мне теперь завтра у духовника... Или нет... Или поехать на службу в Сретенский снова... И еще в огорчении: общая исповедь приемлема для взрослых, воцерковленных, имеющих опыт личной исповеди и могущих попросить о ней... А для ребенка 9ти лет... который не поймет ничего в такой общей... нужна именно личная... И это так грустно, что в этот дивный храм я не могу звать кузину с крестницей... Другую же кузину с детьми пока могу. Но ее дочке в мае будет 7... и начнется та же песня...
Я вот сейчас сплю, обернутый двумя охранными поясами, один вокруг головы, другой вокруг живота, мама сказала так делать. И такого масса в женском православии.
Обычная исповедь это когда наедине перед крестом и евангелием в присутсвии священника произносишь вслух осознанные и раскаенные грехи (как вариант для ускорения процесса - пишешь список на бумажке разборчивым почерком), батюшка может дать совет или просто помолиться и прочитать разрешительную молитву.
А общая - обычно - когда народу много, а батюшка один, все вместе молятся, потом священник говорит проповедь и перечисляет основные грехи и страсти, если кто-то "не уложился" в них, может подойти отдельно или про себя покаяться до следующей личной исповеди.
А общая здесь - краткая молитва, как положено, потом просто все про себя с Богом ведут покаянный диалог недолгое время, тут же разрешительная молитва и все самостоятельно подходят ко кресту и евангелию. Если ребенка дома никто не учит, что такое исповедь, что такое покаяние, не учат общению с Богом (а у моих сестер это именно так ((( ) - для них общая исповедь нечто вообще непонятное. Не формируется личная ответственность за грех. Не формируется осознанность проступков и поступков... Нет общения со священником-наставником.
Конечно, я пытаюсь готовить детей в тот краткий период, пока встречаю их у храма и пока они ждут исповеди (крестница и ее одноклассница), говорю о дружбе с Богом и т.п. Как умею и могу. И потом они сами без страха (по крайней мере раньше так было) идут к священнику. Сами что-то говорят. Батюшка может спросить что-то... Я не думаю, что они так уж раскаиваются в каком-нибудь непослушании маме, например. Но в разряд "что такое плохо" это входит. Я не знаю, в чем они каются, это их тайна с Богом... Но при общей исповеди... я просто встречала людей, выросших на такого рода вещах... Которые на вопрос про исповедь и причастие говорят "ну, накрыли тряпкой, потом что-то в рот сунули"... Я и так не имею возможности часто говорить с детьми о Боге (нет прямого запрета, есть всяческое вмешательство как только я заговариваю), потому не хочу, чтобы дети чего-то недопоняли или не получали личного отношения к себе... в их попытках исправиться...
Кузьма
Про ненамолен с тем же успехом говорят мужики. И гораздо чаще. Особенно из интеллигентов. А бабушке, думаю, просто по ступеням не подняться. Их очень много.
Зачем ты носишь эти обереги, я не знаю.
Как показывает твое послушание, ты тоже цепляешь худшее у женщин =)
*Господи... как же меня убивают эти магические обереги, которые сделали из 90го псалма и молитвы Кресту!!!!*
Тогда хотя бы уж прочитывай молитвы на поясах, прежде чем надеть.
Моя мама мне тоже всегда этот поясок с собой клала - а читать не читала, знала только, что нужно для защиты... это уже когда я стала Библию читать, то поняла, что это 90 псалом... выучила наизусть, а поясок носить перестала
Которые на вопрос про исповедь и причастие говорят "ну, накрыли тряпкой, потом что-то в рот сунули".. принимать причастие, не понимая его смысла - это только во вред - это то и есть, что у апостола Павла: "кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем"... грустно это. Дело не в женском православии, а просто надо знать основы своей веры. Элементарная неграмотность, по-моему - у моих православных родсвенников (женщин) все то же самое - молитвы, смысла которых не знают, исполнение обрядов-традиций, а веры - той, которая у апостола "осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" - нет... Вот и радует, что есть священники, которые "этим живут".
Не думаю, что дети или взрослые так уж все понимают смысл Причастия, если не считаю "сладеньким вкусненьким", а хотя бы понимают, что соединяются с Богом - уже слава Богу. Мне так кажется...
Мало у кого есть та вера, конечно, но все с чего-то начинают. Хотя это ни в коей мере не оправдания обрядоверию. Я вот не встречала священника, который бы этим не жил, если честно...