Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
В тему детских и не очень детских книг.

Пусть название произведения не пугает атеистов. Как пусть не пугает христиан название самой книги ("Эльфрин"), в которой содержится указанная повесть. Читала я только "Первую заповедь блаженства". И говорить буду только о ней.

Я бы не назвала ее христианской книгой в плане жанра. Да и автор против такого определения. В ней нет навязчивой нравоучительности книжек Юлии Вознесенкой, нет интерпретации православных преданий, как в "Димоне". В ней да, упоминается Бог, церковь, вера. Но только как внутренний не афишируемый стимул поступков героев. И где-то со второй половины книги. Ненавязчиво, вскользь, без лозунгов и призывов, без запугиваний.

Здесь и легкая линия любви, как касание ветерка щеки в жару. Далеко не основная и не ведущая. А как часть жизни подростового и человеческого взросления. Здесь и трудный путь познания себя, социализации, и самое-самое начало пути к вере с теми детскими "Господи, если Ты есть...", которые могут звучать нарочито и пошло где-то, но только не здесь.

Это рассказ подростка о самом себе. Честный и искренний. Совершенно простыми словами. Без красивых вычурных описаний и эпитетов, без сленга и желания понравится. Но диалоги не вызывают ощущения дешевой ксерокопии сотен подобных из журналов для девочек/мальчиков или второсортной подростковой литературы.

А еще внешний по отношению к героям мир подан так аккуратно, что он не вызывает любопытных вопросов, он не важен сам по себе, хотя и фантастичен относительно сегодняшней действительности своим мироустройством, количеством домашней техники и в чем-то отношением к жизни. А не важен мир потому, что не важен он герою. И нет этих нелепо втиснутых в текст пересказов героя о то, как устроен этот мир, что когда и почему случилось. Герой ведет рассказ так, словно каждый слушающий или читающий все это знает и это не требует какого-то особого упоминания.

Я задумалась сейчас над своими мыслями. В них везде отрицание: "без", "не", "нет"... А что же там есть, спросил бы психолог, и я спрашиваю себя, почему я веду свою речь именно так. А есть там то, что для меня вдруг стало слишком личным, на столько личным, что Бог сумел этой простенькой книжкой в какой-то степени переродить меня, вернув к жизни от нежелания жить. И до самого конца я боялась привычной банальности и боли, до самого конца я не знала, что будет в финале. И да, ход был не нов, но он стал очень созвучен мне. Да, можно было закончить иначе, подарить героям иные жизни, свернуть на ту осторожную линию зародившегося чувства и закончить ею. Но как же пронзительно радостно, как это жизненно и в то же время обнадеживающе, что этого не произошло. А еще эта книга пропитана, наполнена живой, сильной, могучей сокрушительной надеждой и верой, такой мощи, что ей удалось прорасти внутри меня. И это не вера в Бога, та, которую я имею ввиду. Это вера Богу и, что еще более сильно, вера Бога в меня. Вот как-то так.

И, конечно, мне был совершенно привычен вопрос психологии и воспитания детей. Не в вере. Но в и в ней - исподволь, примером и творчеством... и любовью. Жертвенной любовью, которую трудно было бы заподозрить в воспитателе, знай мы заранее всю его историю жизни.

И еще маленькая, но для меня очень важная деталька... Перед прочтением книжки я смотрела ранние видео с Сильвестром. Где мальчику 22 года. А по дороге домой я в очередной раз думала о его и моей вере. Не религии, а вере. И о его и моей жизни. И в очередной раз его вера не давала мне захлопнуть крышку депрессии. И потому мой любимый герой книги (не ее "рассказчик") был очень похож на этого феноменального венгра вопреки всем описаниям (герой был тучным блондином), как-то слился в моем мозгу с этим человеком, а в конце его (героя) можно было бы сравнить с графским Эженом.

Впрочем, если о моих экстравагантных ассоциациях... Еще одной был мой монастырский Ангел. И, что более логично, мой обожаемый преподаватель разных программистских курсов в ВУЗе - Киров Д.А. А еще, совсем не в тему, видимо, из-за схожести для меня имен, Эстравен из "Левой руки тьмы" Урсулы ле Гуин (кажется, он тоже особнячник у меня). Ну, и отношением к сестре и еще чем-то Воеводу из "Валькирии". И, как оказалось, все это было не случайно. По крайней мере в чем-то, на мой взгляд, упомянутые мною люди перекликаются с полюбившемся мне героем в разные моменты повествования и по жизни.

И вот, что еще мне кажется важным. Мой любимый герой книги разный. Отношение к нему разное. Он не слащаво положителен, не елейно-набожен и никак не может раздражать этой правильностью. Он максимально искреннен, он бывает слаб духом. И по мере понимания рассказчиком этого героя, очень важного для рассказчика человека, меняется и он (герой), и отношение к нему и вИдение его. Он становится простым обычным человеком. Со своими слабостями и сильными сторонами. И это заставляет верить и ему и в то, что в этой жизни и я могу так. Похоже, подобно... Потрясающе передана связь внутреннего мира главного героя к другим участникам повествования. И к этому, моему, тоже.

Вообще, чтобы судить о степени моего впечатления полюбившимся героем, можно привести один маленький и очень смешной пример. Есть имена, которые я терпеть не могу. Некоторых, носящих их, я не соотношу с этими именами и потому отношусь к ним спокойно. Но в целом не люблю. Так вот... Имя этого самого героя - в том числе. А теперь оно мне дорого. Вот и в этом меня Бог переменил. Ну, да об этом я Его просила... совсем недавно...


В книге есть еще один рассказ Людмилы. Сказка "Эльфрин". Но я пока не могу ее читать. Я еще не готова расстаться с нахлынувшей на меня не знаю, прелестью или благодатью от "Первой заповеди блаженства". Дай Бог, чтобы второе. По крайней мере, если судить по плодам, то второе. И да. Я неожиданно для себя стала плачущей. И в переносном и в совершенно прямом смысле слова. Это, конечно, уже по второй заповеди блаженства, но это мелочи. Вторая половина книги вплоть до 4х с копейками утра подвигала слезы неостановимо течь, а меня молиться-молиться-молиться и ощущать какое-то странное смутно знакомое и хорошо забытое чувство из детства или монастырской жизни, которое я расценивала, как прикосновения благодати. И я знаю, что у других все это не вызовет такой же реакции. Не написано там ничего такого страдательного или экстраординарного. Нет. Но для меня лично эта совершенно случайно вчера купленная книга (я наступила на горло безденежью и долгу перед другими и позволила себе подарить себе книжку за целых 92 рубля, совершенно не будучи уверенной в том, что эта стоющая вещь) была так остро, так жизненно необходима!

О книге можно почитать на сироте.ру здесь. Но я не рекомендую читать приведенный там фрагмент. Во-первых, он совершенно не отражает ни сути, ни стиля книги. Во-вторых, это уже почти самый конец, а спойлеры совершенно здесь ни к чему.

А прочитатьКНИГУ ЛЮДМИЛЫ ДУНАЕВОЙ "ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА" можно здесь. Формат не очень удобный тем, что непривычный. Но другого в сети нет.

Вот, кстати, ЦИТАТА, которая мне понравилась и в чем-то имела отношение к Сильвестру (инструментом):

"Меня посадили за пианино, как только я научился сидеть. Сначала меня привязывали к стулу, чтобы я не упал. Потом - чтобы не уполз. Но чуть позже я научился бегать, и проблем с моим обучением стало значительно больше"



В общем, если у кого-то есть подростки, которым нужно что-то подарить для чтения (11-15 лет), эту книгу я бы советовала.

Да... А автор всего на 5 лет меня старше. И писала эту удостоенную многих литературных наград повесть с 29 до 32х лет.

@настроение: хочу быть Божией и с Богом...

@темы: СильвестрСобу, Жизнь, Дети, Жизненное, Книги, Мысли вслух, Позитив, Радостное, События, Ссылки, Цитаты, Я, Господь

Комментарии
25.08.2010 в 21:32

Члены движения "КОБ, Мертвая вода", с которыми я много дискутировал, упрекают православие за то, что говорят о вере в Бога, а не вере Богу. Считают, что они достигли истины, в отличие от православия:)
25.08.2010 в 21:47

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
А они о чем говорят?
25.08.2010 в 22:15

Довольно сложно понять, о чем они говорят, поскольку их учение это сплетение здравых идей (типа того, что верить надо Богу) с какими-то совершенно нелепыми идеями (типа того, что миром правят египетские жрецы, которые трансформировались в глобалистов).
25.08.2010 в 23:25

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
Я твою предыд.мысль не поняла)
26.08.2010 в 09:40

Они говорят, что православие заблуждается, уча, что надо верить в Бога. Учат, что надо верить Богу. Вообще, церковь они считают частью системы порабощения сознания людей, через которую действуют, кому это надо.
26.08.2010 в 10:44

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
По-моему, сперва идет вера в Бога (что Он есть и далее каков Он - т.е. христианский, мусульманский, будда, кришна и т.п.), а уже потом БогУ ))
26.08.2010 в 10:59

Я в этом ключе им и объяснял.
26.08.2010 в 11:50

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
:white:
26.08.2010 в 11:59

Кстати, у тебя почему-то Будда стал Богом - он был индийским принцем:) О Боге, вообще, предпочитал не говорить.
26.08.2010 в 12:01

У сторонников КОБ есть интересная теория - что Будда, Христос, Мухаммед и др. спокойно нашли бы общий язык. А их последователи не находят общий язык, потому что знают только слова, а не суть.
26.08.2010 в 12:09

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
Я в курсе про Будду) просто есть религия "буддизм" ))))

Теорий много, правд тоже. Истина одна)
26.08.2010 в 12:12

Вот они это и говорят, что Истина одна, а в разные эпохи, в разной культурной среде были люди, которые соприкасались с этой Истиной и передавали ее другим на языке своего времени и культуры. Получалось на словах разное.
26.08.2010 в 12:17

А тут есть еще такая проблема - допустим, я соприкоснулся внутренне с Истиной. Но как ее выразить? Я не могу выразить даже свое впечатление от музыки Моцарта, а Истина гораздо гармоничнее.
26.08.2010 в 12:25

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
Слушай, это все казуистика. От которой я уже устала!
Иисус пришел и ясно все всем сказал. Нашел слова в притчах и не только. Он не говорил, что Он это тот же кришна, будда или зевс. Он даже с самарянками разговаривать не хотел в большинстве своем за редким исключением - потому, что они смешались с язычниками и их вера в Единого Бога не была чиста, а не потому, что они чтили место колодца Иакова, а не Иерусалимский храм!
У людей мозги на бекрень, они не могут просто слушать старших, нужно свое вИденье доказать - это я про КОБ и не только.
26.08.2010 в 12:30

Это тебе ясно, а святым отцам были не ясны слова Христа, постоянно размышляли, как их понять. Вспомни, Серафим Саровский постоянно размышлял, перечитывал Евангелие тысячи раз.
26.08.2010 в 12:32

Кстати, если бы Христос сказал, что Он Будда, его бы никто не стал слушать в его культурной среде:) Христос говорил лишь то, что могло быть воспринято в Его окружении.
26.08.2010 в 12:38

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
Он говорил вещи, которые большинство как раз и не могло воспринять. Несмотря на весь воспитательный процесс со дня грехопадения.
А перечитывать, естественно, нужно. И утешаться и вдохновляться и сверяться - + это общение с Богом на равне с молитвой идет. Конечно, перечитывал!
26.08.2010 в 12:44

Ты не знаешь историю иудаизма того времени. Почитай работы по этому вопросу, поймешь, что были разные школы, ряд крупных школ иудаизма говориил то же самое, что Христос. Для Его современников Он не говорил ничего нового в смысле учения, воспринимался как учитель одной из школ. Одно было новое, "Я и Отец - одно", за это против Него ополчились, хотя Он и приводил цитату из Давида "вы боги". У А. Меня есть большие труды по истории Ветхого завета с разбором мнений иудейских школ разных эпох, он приходит к выводу, что в христианстве новое вовсе не учение, а сам Христос.
26.08.2010 в 12:57

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
Естественно, Сам Христос. О чем я тебе и толкую очень хреново
26.08.2010 в 13:03

Тренируйся в выражении своих ощущений:) В общем-то, это было центром учения Христа - учение о соединении человека и Бога, сам по себе Он выражал это соединение
все остальное в Его словах уже было в ряде иудейских школ того времени, учение остальное не новое. И в греческой философии тоже было, но другими терминами. И в ряде восточных учений тоже были и есть сходные учения, не зря первыми пришли к Нему поклониться восточные звездочеты.
26.08.2010 в 13:10

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
Наборот =) я уже разучиваюсь выражать свои мысли. За ненужностью атрофируется способность =) старость, Кузь ;)
26.08.2010 в 13:13

Как это за ненужностью? Тебя вот спрашивают про православие, ты присылала диалоги. Раз тебя спрашивают, значит, людям нужно.
26.08.2010 в 13:16

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
Людям не нужно. Это праздное любопытство. Типа врага надо знать в лицо.
А я живу как языческая скотина. Так что мне вообще нужно молчать, что я крест ношу.
26.08.2010 в 13:33

Враг для людей это не Истина, а ряд представителей церкви, затемняющих ее светлость. А красота, гармония, радость, то есть, Бог, для людей не могут быть врагом, каждый к этому стремится. И это тоже надо объяснять.
26.08.2010 в 13:37

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
Ну, для атеистов бога нет, посему он им и не враг, враг - невежство несчастных верующих)
26.08.2010 в 13:38

Каждый из атеистов верит в красоту и гармонию мироздания. Все гармонично устроено, одно с другим связано. Назови эту гармонию словом "Бог", и каждый атеист согласится с таким подходом. У них обычно не критика философских оснований веры, а критика церкви, часто заслуженная.
26.08.2010 в 13:47

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
Слушай. По сотому кругу я не буду с тобой спорить на тему того, что Бог личность, а не абстрактность и т.п.
И не говори за атеистов. Далеко не все считают мир гармоничным. Очень многие считают, что он дерьмов. А отсутствие Бога снимает моральные и этические запреты и ответственность
26.08.2010 в 13:50

Ты просто любишь говорить слова, которых сама не понимаешь:) Ты не знаешь, что такое личность в отношении Бога. Личность это носитель воли. Но и слово "воля" по отношению к Богу вовсе не то, что для человека. Твое стремление говорить словами, непонятными для тебя самой, и вводит тебя в неспособность что-то выразить. Стремись говорить лишь теми словами, которые ты можешь легко объяснить собеседнику в любой момент. Тогда все будет гораздо убедительнее.
26.08.2010 в 13:53

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его(с)
Если так рассуждать, я должна быть ходячим толковым словарем! Я не он!
Потому я в богословие не лезу - всмысле о нем не пишу. А ты всегда на него сворачиваешь
Я вчера думала... может, тебе постричься?
26.08.2010 в 13:53

Я постоянно стригусь. Но при чем тут моя стрижка и богословие?

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии