Вчера вечером случайно посмотрела фильм молодого режиссера Николая Дрейдена «Придел Ангела», снятый 27летним мальчиком в 2008м году. Причем, посмотрела с первых кадров до последних, даже без перерыва на рекламу, уж не знаю, по каким соображениям, ибо шел он в часов с 22 до 24х совсем не по культуре. Рейтинг у него "до 15", т.е. подросткам смотреть нельзя. Видимо, это придумали те деятели от культуры, которые страшно боятся, что ребенок уверует в Бога.
Честно говоря, я сперва думала, что это про храм Гроба Господня в Иерусалиме, где есть в Кувуклии Придел Ангела. Потом, я решила, что это реклама фильма. А оказалось, что это фильм уже шел. Просто... просто сложилось ощущение, что я вклинилась в картину или жизнь людей, которая уже давно идет и потому непонятна мне, пока я не разбирусь, кто там кто. Никаких предисловий в плане истории героев до описанных событий не было ни в начале, ни по ходу, ни в конце, от чего сложилось ощущение недосказанности.
Копирую сюда рецензию-пересказ с кинопоиска со своими коррективами и дополнениями
Копирую сюда рецензию-пересказ с кинопоиска со своими коррективами: зачеркивания и прочие выделения - мои
«Фильм основан на исторических событиях — сюжетные перипетии развиваются на фоне истории русских православных монахов, живших до советского вторжения в Финляндию в 1939 года на острове Коневец, а затем покинувших свой монастырь.
В принципе, эту картину можно было бы назвать «Остров», если бы «Острова» в российском кинематографе еще не было бы. Но кино Павла Лунгина рассказывает нам об итогах глубокого покаяния грешного человека — а «Придел Ангела» повествует о том, как преображается душа убийцы.
В начале картины чекисты допрашивают священника, затем самый главный из них стреляет батюшке в затылок. Этот-то главный, получивший поддельный паспорт, и отряжается как специальный агент на Коневец для того, чтобы убить маршала Карла Густава Маннергейма, военного противника Советской России со стороны финнов, приезд которого ожидается на остров. Но Максим (так стали звать бывшего чекиста), пришедший в монастырь в качестве послушника, не может сделать то, что ему поручили. Медленно, капля за каплей, он изменяется. В общем-то, зло, хоть и поработило его, не смогло глубоко проникнуть в его душу: он прекрасно рисует — это лишнее свидетельство того, что сердце его не мертво. Максим умирает во время исхода монахов из Коневецкого монастыря — от острого чувства раскаяния. «Простите меня, простите», — шепчет он братии, всему миру и поднимается в небо… [Я искренне считала, что герой выжил О.о Но, пожалуй, автор рецензии права... и это очень многое меняет, конечно. Хотя я все-таки пока верю, что выжил]
Максима играет талантливый молодой актер Алексей Морозов: для выражения внутренних перемен у него были только глаза. И конечно же, большую роль сыграла художественная деталь, видеоряд — изумительные виды природы, особый операторский угол зрения.
Фильм «Придел Ангела» дает возможность зрителю подумать о самом себе как о человеке, от которого зависит очень многое: радость или беды близких, мир или война вокруг. И при этом понять простую мысль: зависит-то от нас многое, но сами по себе мы мало что значим — только вместе с Богом всё иначе.»
Добавлю к сюжету, что переводит Максима через советско-финскую границу маленькая девочка лет 7-8, которую он должен по заданию убить, как свидетеля. Он сперва принимает ее за мальчика, но когда она понимает, что он ее убьет, снимает шапку, и он, и так сомневающийся, как убить ребенка (он полагал, что проводник будет взрослым), не может выстрелить. А т.к. в ЧК ему сказали, что проводника убьют все равно, ему приходится спасти девочку и взять с собой на остров, где он пытается от нее отделаться, но уже не получается: она знает финский, а это ему полезно.
Поспорю я с автором рецензии на счет того, что душу героя поработило зло. У меня ощущение, что он внутренне очень опусташен в начале повествования. Он спрашивает старого священника, которого вынуждает написать рекомендательное письмо к настоятелю Коневца, не боится ли тот ада, который ему светит за письмо, и говорит, что зря тот надеется на Бога (указывает глазами на иконы, не произнося), "не помогает". Т.е. у него кризис веры. Но он не безбожник. Он бы не убивал сам. Но его осталопы не сумели сладить с винтовками. Или те сломались от молитвы священника... И пришлось самому... При этом герой так волнуется, что у него кровь носом. Это же будет и потом, когда он попытается убить Маннергейма. И причина волнений нам станет ясна мгновением позже. Когда главный ЧКст напомнит ему, что и его отец был священником, что и его отца... расстерляли. Как он сейчас расстрелял другого.Почему-то все кинулись сравнивать фильм с "Островом". Наверное, потому, что снимали Коневский Монастырь на о.Коневец. Я, кстати, думала, что это был Валаам, ибо я не была ни там, ни там, Конь-Камень не показали ни разу, как и часовню на нем и не обмолвились о названии. Так что, если бы не интернет, так бы и не узнала я, о каком монастыре шла речь на самом деле. А Коневец мне родной. Я же там работала целое лето - на подворье Питерском, всмысле. И упоминаемого в статьях тогдашнего настоятеля о.Исидора знаю и люблю очень благодарной теплотой
( Постановлением Священного Синода от 12 октября 2007 года игумен Исидор назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (ныне — настоятель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме ), а исполняющим обязанности настоятеля монастыря назначен имеромонах Коневского монастыря о. Александр (Арва). 27 декабря того же года решением Патриарха и Священного Синода иеромонах Александр был утвержден новым настоятелем монастыря, а 18 января 2008 года иеромонах Александр возведен в сан игумена. - см. сайт монастыря)Ну, так вот. Про сравнение с пресловутым "Островом". Я не знаю, что бы было, если бы мне все вокруг кричали, что ПА - гениальный фильм, культовый и т.п., если бы все с хоругьвями утверждали, что там монашество - так монашество, что там показана истинная православная церковь и монашество. Вот с "Попом" докричались. Не смотрела и не собираюсь. Хотя с "Попом" кничали несколько другое, но это мелочи. Ну так вот. Этот фильм я смотрела с чистого листа, ничего не зная о нем. Честно говоря, судя по съемкам, а точнее по пленке, я приняла фильм за старый, не виденный еще мною, фильм 70-80хх годов прошлого века. Приемы съемки, темнота картинки и т.п. тоже добавляли этого ощущения. И его испортила только Эмилия Спивак в конце. Но в середине фильма я поняла, что вижу
современных актеров в непривычном для меня свете - свете в прямом смысле слова, в освещении. Т.е., что фильм - новый, судя по тому, что эти актеры играли в таком же примерно возрасте в других лентах, сериалах и т.п. А именно - я узнала моего обожаемого Александра Баргмана
(озвучивал в "Вольтроне" моих любимых героев, потом видела его работы в Александринке и по телевизору, я тут периодически о нем пишу. Жаль, что его снимают так мало и так эпизодически... Даешь Гущина, Баргмана и Черняка!!!)!!! Издалека, по профилю со щетиной небритости, даже без произнесенных слов! Не поверила сперва, решила, что фильм старый, но потом убедилась...
Опять отвлекалась... Что я хотела сказать, поминая молодых актеров. Когда снимают про войну и про церковь я очень строга. Про войну сейчас снимают часто, и часто актеры выглядят как ряженые. Натуральные ряженые, никак не соответствующие эпохе. Здесь же создана атмосфера. И скрип кожанок, и свет на пленке, и даже вкрапления черно-белых хроник здесь органично, в отличие от многих других лент, где они в тему, может быть, но как новая заплатка на ветхой одежке (по Евангелию). И все актеры здесь, как влитые. Нет ощущения игры, есть ощущение жизни. И этот фильм меня не то, чтобы радовал, он меня удивлял. Полным отсутствием негатива в свой адрес. Да, осталось ощущение недопонятости, недостказанности, тот вечный вопрос "что это было". Ниже на этот счет я приведу цитаты комментария с одного из сайтов, что я читала на тему. Но все герои были очень живыми. Было ощущение, что я попала в монастырь на день, вижу этих людей со стороны, какие они внешне, не имея возможности ближе с ними сойтись, узнать историю каждого, понять про них что-то.
Обещанная цитата с рускиноОбещанная цитата с рускино
«Мне не хватило чего-то глубоко личного во многих показаных героях. Там целый букет интересных персонажей, про которых так толком ничего и не удается понять. Впрочем, и про главного героя тоже. Ведь в фильмах такого рода очень важно донести внутреннее состояние человека, мотивы и причины изменяющие его. А авторы прошли все это вскользь. Почему сын священника стал таким яростным чекистом? Да и еще и спецагентом? И маленькая девочка- платный пособник ЧК? (лучше бы по сюжету придумали, что это ее папа( или дедушка) этим занимался, а она случайно должна была его заменить). И батюшки такие колоритные. Видно, что у каждого своя интересная история за плечами. Да только все мимо наш поровоз и пролетел. От этого и чувство такое, неопределенное осталось.»Автор вышеприведенных слов совершенно прав(а) на счет истории ребенка. Она осталась совершенно непонятно подвешенной. Как она находила тех, кому переходить границу нужно, какие деньги за это брала, кому относила, ради чего она это делала, почему ее никто не искал, кроме финнских военных, почему эти финские военные не подняли бурю в монастыре, когда опознали ребенка...
Если говорить о монахах... то они все очень колоритные и опять же живые. Нет шаблонности, хотя о.Святослав, конечно, вызвал некоторую нервозность: слепой монах, прозревающий будущее и встречающий впервые приехавшего на остров человека, да еще и атеиста-ЧКста, словами "я ждал тебя" - слишком как-то житийно и в первые мгновения напрягает, не ляпнет ли сейчас режиисер-сценарист какую-нибудь мистическую чушь. Но... может, я не так все поняла, но именно этот монах, старец, большую часть времени (экранного по крайней мере) проводящий в "Пределе Ангела" - я так понимаю, это нижний храм, или скит, играет ключевую роль в сюжете. Это его молитва и вера и в Бога, и в главного героя, удерживают последнего от духовной гибели.
Конечно, вроде бы непонятно, что за монашество такое, когда мы видим только внешность: пов
арничают, валят лес, настоятель считает смету на ремонт... Обычные люди. И все-таки... в ЭТОМ фильме, в отличие от "Острова", я вижу именно монастырь. И слова о.Владимира приехавшему под видом трудника главному герою, что молиться и за послушанием можно, и еще какие-то такие мелочи... Здесь нет попытки проникнуть во внутренний подвиг каждого. Это остается за кадром. И в ЭТОМ фильме это правильно. Ибо внутренняя духовная жизнь прикровенна и известна лишь Богу. В "Острове" же нам как раз навязывали "духовность" главгера и "приемы" достижения святости.
Единственно, что не дает мне покоя и здесь. С момента попадания Максима в монастырь проходит лет 10. То, что он уже не трудник, а послушник, но не монах, не вызывает вопросов. Но... чтобы происходили в нем духовные изменения, он должен был исповадоваться, о.Владимир называет себя его духовником, что радует. Но даже если после убийства старого священника 10 лет назад какое-то глубинное покаяние так и не пришло, то все-таки должен он был и настоятелю, другу убиенного, и духовнику рассказать на исповеди об этом... А я этого не поняла. Я не поняла, что монахи знают, чтО совершил в своей жизни этот человек. Может быть, это мое желание буквальности, досканальности и досказанности, может, там, в монастыре, даже на убийцу приносящего проды покаяния и убийство смотрят с такой всеобъемлющей верой и любовью, словно этой трагедии души и не было у человека. Но где-то в интернете встретила определение главного героя, как "непрощенного", потому что "герой до конца несет наказание за совершенное им деяние.". Мне вот это очень не близко опять же... Я уже выше писала, что герой не был неверующим. Это был глупый подростковый бунт, вера в светлую идею, может, озлобленность на что-то, в т.ч. на отца. Но он был воспитан в христианской традиции, он знал про таинства с младенчества, свободно цитировал библию - все это было в нем изначально. И что значит "нести наказание" и "быть не прощенным". Не прощенным кем? Собой, как в случае с лунгинским стариканом? Или Богом? И что вообще такое - "наказание"? Быть монахом? Это благословение, а не наказание. Не с моей даже т.з., а с т.з. фильма. И героя. Даже при том, что ход с подросшей девочкой-проводницей, с которой у послушника Максима взаимная неафишируемая симпатия, был банально предсказуем, видно, что этот человек четко и твердо выбрал монашество. Не для того, чтобы замалить грех. И понятно зрителю это искушение раньше, чем героиня Спивак заговаривает об этом в открытую. Вот вообще, как такая нахалка могла вырасти в монашеской среде, где даже прачки-финки поют за работой молитвы, а не пристают к монахам? Но главный герой проходит это искушение. Так что, я за него почти не боюсь. Точнее, я за него не боюсь, но вот сценаристы вполне могли свести все к дешевой любовной драме, скользкой и отвратительной - зато на радость всем <очень_непечатное_слово> считающим, что монахи все равно без сексу не живут, а из мужских монастырей бегают в женские и наоборот. В общем-то, если герой все-таки умер, слава Богу, опасности нет. А если остался жив... я ему не завидую в плане вариантов измывательства над его и так уже достаточно исковерканной душой разными сценаристами и Эмилией Спивак до кучи. Все-таки она, на мой взгляд, лишняя здесь. Хотя другая не стала бы лезть к послушнику...
Очень мне понравилась статья, несмотря на название, о котором я выше высказалась,
«Придел Ангела»: история непрощенного человека - Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ» № 71, декабрь 2008. Там рассказывается, как фильм снимался, как режиссеру-сценаристу помогал друг семьи - игумен Исидор, настоятель монастыря, как актер, сыгравший Максима, неделю жил трудником, причащался, выполнял послушания. Дан дневник актера, где он размышляет в т.ч., как играть героя своего. Очень порадовали его восторги службой.
Наиболее запомнившаяся цитата статьи, Кузе понравится:
"Ночь. Пообщались после бани с Евгением Николаевичем, банщиком. Я вышел из бани и сказал, глядя на берег Ладоги: «Благодать»! А он говорит: «Это не благодать, а прелесть, благодать — духовное понятие, не путай»! "СТАТЬЯ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЯ ПОЛНОСТЬЮ
Совсем скоро в прокат выйдет фильм 27-летнего режиссера Николая Дрейдена «Придел Ангела», который получил на кинофестивале в Выборге «Окно в Европу» специальный приз Фонда культурного и творческого наследия С.И. и А.С. Ростоцких «За дебют», а также Гран-при благотворительного кинофистеваля «Лучезарный ангел». Картина — первая полнометражная работа Дрейдена, кроме того, в ней также свою первую большую кинороль сыграл актер петербургского Малого драматического театра — театра Европы под руководством Льва Додина Алексей Морозов. Так что скоро мы с вами увидим рождение новых имен в отечественном кинематографе.
Николай Дрейден выбрал для дебюта историю несколько не типичную для наших современных кинематографистов. Он рассказывает нам не о Нирване или юных девушках в ожидании чуда — а об эпизоде отечественной истории с 1924 по 1939 годы. После Октябрьской революции маленький православный монастырь-остров оказывается на территории Финляндии, где финны размещают штаб береговой артиллерии. Советская сторона отправляет туда сына священника, а ныне молодого комиссара Максима Прошина (Алексей Морозов) с секретным заданием: под видом послушника Максим должен проникнуть на остров, чтобы впоследствии уничтожить одного из высокопоставленных военных чинов Финляндии. И Максиму предстоит пройти в монастыре путь покаяния и духовного перерождения, чтобы обрести себя и смысл жизни.
Естественно, первый вопрос, который задают Дрейдену, услышав такое — не снял ли он свой вариант «Острова» Павла Лунгина. Николай усмехается и говорит, что, возможно, это петербургский ответ «Острову», хотя кроме внешних перекличек эти две картины сравнивать нельзя. «У нас — историческая драма. К тому же я — молодой режиссер, и вся команда у меня была молодая, так что в силу возраста или же того, что мы уже посмотрели «Остров», у нас степень революционности смелее, что ли. Мы еще внятнее можем расставить важные для нас акценты. Если в «Острове» герой Мамонова искупает свой грех, то наш фильм — это история непрощенного человека: герой до конца несет наказание за совершенное им деяние. А насчет сравнений… ну, это ведь жанр — духовное кино. Боевиков тоже много снимают. Вы же не будете сравнивать «Параграф 78» с «Антикиллером», а «Монгола» с «Кочевником».
Историю непрощенного человека Дрейден придумал еще в 2002–2003 г.г., когда работал на студии «ЭН» и снимал документальное кино по окончанию Университета кино и телевидения. Он приехал в Коневецкий монастырь к другу семьи — отцу Исидору, в миру Игорю Минаеву, когда-то бывшему актеру. Минаев играл в театре с отцом Николая, актером Сергеем Дрейденом — затем ушел из мира, но с семьей Дрейденов дружит. Когда Николай приехал на Коневец, его поразила уникальность этого места. «Это совершенно другое монашество. Остров находится в 7 км от берега, и монахи имеют возможность постоянно бывать в миру — поэтому их нравственный стержень гораздо сильнее, ибо они ежедневно подвергаются искушениям. И они как-то… ну, не хочется сравнивать, но они очень теплая команда воинов Божьих. Что меня поразило — это не то каноническое монашество, образ которого создан в литературе и кино и, более того, в других монастырях. Это нормальные люди, за которыми не стыдно идти даже атеисту, потому что они говорят простые и понятные вещи. Это не та примитивная пропаганда, которая применяется в других областях жизни. Это просто люди, которые говорят, думают и верят с чистым сердцем и со светлыми глазами. Я тогда подумал, что это идеальное место для кинособытия и прекрасного фильма».
Николай, вдохновленный монашеством Коневца, сделал несколько набросков историй — но все было не то. Тогда отец Исидор рассказал ему историю монастыря, бывшего после революции финской территорией, и красивую легенду о том, что будто бы тогдашний настоятель монастыря отец Маврикий был давний друг председателя военного министерства Финляндии Карла Густава Маннергейма, личности легендарной не только в финской истории, но и в российской. «И тут сразу же возникла череда, цепочка мыслей, которая привела к созданию этой истории», — поясняет Николай. Он сам написал сценарий и сам взялся за создание картины. «Остров», как говорит Дрейден, вышел уже потом.
Молодой режиссер и сам не замечает в разговоре, как непривычно звучат его слова и цитаты из Библии, как удивительны обороты его речи. Ему-то, погруженному в мир монашества и духовного пути человека с 2003 года, все кажется привычным и известным — а нам в диковину. Зато благодаря такому тщательному подходу мир монашества и быта показан в фильме на самом высоком и тщательном уровне — и во многом это заслуга отца Исидора, который был со съемочной группой на протяжении всей работы. «Он называет этот фильм первым точным фильмом о церкви, — говорит Дрейден. — Кстати, Лунгин тоже обращался к отцу Исидору за благословением и выбирал натуру на Коневце, но в результате снимал на Соловках. Вспоминая «Остров», отец Исидор говорит именно о даматургических огрехах — и в нашем случае он, видимо, исправлял эти ошибки».
На этом все сравнения с фильмом Лунгина Николай считает законченными. Гораздо сильнее его беспокоит ответственность перед финнами — потому что фигура Маннергейма для них культовая, и мало кто из них дерзает снимать о нем кино. Не потому, что денег нет — ответственность большая. На роль Маннергейма был приглашен Тапани Пертту — по словам Дрейдена, финский Джигарханян. И вот из этих двух монументальных фигур — полководца и кинозвезды — Николаю нужно было сделать не монументальный исторический персонаж, не лидера, а живого человека. «Пертту с охотой пошел на эти изменения в образе, потому что когда он репетировал в первый раз, там было очень много героического, «памятниковского» такого, — улыбается режиссер. — Он буквально с самого начала подчинился моей воле — это было очень интересно, потому что все-таки это такой большой и достаточно пожилой артист: ему под 70 лет, а я — молодой режиссер, который смог его убедить в том, что мы будем пробовать играть Маннергейма человеком сомневающимся, переживающим».
С российской стороны в «Приделе Ангела» нет ни одного медийного лица, кроме Эмилии Спивак — и то нам обещают, что такой мы ее еще не видели. Отход от медийности произошел не намеренно: на роль Максима Прошина пробовалось много нынешних звезд, включая Евгения Цыганова и Дмитрия Исаева — но Николай не находил в них нужного ему камертона. В результате главную роль получил Алексей Морозов, которого мы с вами можем увидеть на сцене МДТ-театра Европы в главных ролях спектаклей «Бесплодные усилия любви», «Король Лир» и других. Также в следующем году на Первом канале выйдет 8-серийная киносага «Крест в круге», где Алексей сыграл главную мужскую роль.
«Я Лешей просто восхищен, — говорит Дрейден. — Когда он пришел на пробы, мне показалось, что у этого артиста маленький диапазон, и он не сможет вытянуть роль. А дальше я понял, что он как человек взрослый, грамотный и не спешащий выдать результат, показывает не все».
Опасения режиссера по поводу главного героя были не случайны: роль Максима Прошина — очень молчаливая, тут нужно было передавать внутренний мир и терзания героя практически без слов: игрой, глазами. «Меня поразило при прочтении сценария, что главный герой невероятно молчалив: весь его текст во всем фильме можно написать на одном листе, — рассказывает Алексей Морозов. — Он очень немногословен, и передо мной стояла тяжелая задача. Я просто не знал, как к этому подступиться. Это вообще очень большая задача: не показывать, что я думаю, а по-настоящему думать в кадре. Это очень трудно. Надеюсь, у нас это получилось».
Чтобы лучше понять героя и его монашескую жизнь, Николай договорился с отцом Исидором и отправил актера Морозова на 5 дней в монастырь. Кроме отца Исидора и нескольких монахов никто вокруг не знал, что Морозов — актер: он жил как настоящий трудник, выполнял физическую работу, месил хлеб и вел дневник. Судя по нему, жизнь на острове у Алексея была суровая и насыщенная.
«Мы приехали на остров Коневец, — гласит дневник Алексея. — Настоятель отец Исидор накормил нас сытно, отец Антоний поселил в келье по моей просьбе. Остальные разместились в гостинице. В келье стол, стул, шкаф, диван, кушетка. Сейчас пойдем на прогулку с отцом Исидором: кругом какая-то звенящая тишина.
Ночь. Пообщались после бани с Евгением Николаевичем, банщиком. Я вышел из бани и сказал, глядя на берег Ладоги: «Благодать»! А он говорит: «Это не благодать, а прелесть, благодать — духовное понятие, не путай»! На Максима здесь тоже постепенно спускалась БЛАГОДАТЬ…
Утро. 5:00. С Божьей помощью проснулся, иду в храм на службу. После службы — послушания.
День. Отстоял службу в храме — поют божественно. Причастился. Максим слушал это пение, и спускалась благодать. НЕ МОЖЕТ УБИТЬ. Никто не сможет никого убить на этом острове. После службы обед в 8:00 утра — суп, макароны, овощи. После трапезы меня определили на кухню. Сначала мыл кастрюли, потом помогал менять клеенки на длинных столах в трапезной. Сейчас идем на экскурсию по острову».
Отбой в монастыре наступает в 22:00. Еще есть ужин в 17:00 — и больше послушников не кормят, так что Алексей голодал в монастыре в прямом смысле этого слова. Голодал, недосыпал и трудился в поте лица — как и его герой.
«В 6.30 отстоял субботнюю утреню в Казанском ските, — продолжается история из дневника Алексея. — Скит совсем маленький, но все поместились. Атмосфера безответного, самоотреченного служения Богу. Потом отец Павел отвел меня в пекарню, где я познакомился с Сергеем, пекарем. Он, оказалось, служил на Коневце в армии и недавно вернулся сюда уже как трудник. Когда рассказывает, глаза светятся и устремлены наверх. ГЛАЗА МАКСИМА в конце фильма должны быть такие же. Вообще такой вполне мог бы быть и Максим. Видно, что непростая судьба у Сергея. Сейчас пойду месить с ним тесто для второй запечки. Вот такие уже термины появляются — вторая запечка.
День. Помесили тесто с Сергеем, я промазал все формы маслом, помыл корыто для теста. Осталось через 20 минут кинуть формы в печь, и через час будет готов хлеб.
Всего 15.45, а у меня ощущение, что поздний вечер. Хлеб получился вкусный, с корочкой, душистый.
Вечер. Всенощное бдение — гениально! Очищение и благодать спускаются. Три часа стоишь в храме, на ногах, после трудного рабочего дня, и в тебя вливается чистый смысл Божьего Замысла…»
О своем монастырском опыте Морозов говорит просто: «Это грандиозно. Там действительно мозги встают на место — понимаешь, что, по сути, все, что в жизни происходит, — это часть единого процесса, единого замысла; такая Божья мельница, которая крутится, крутится…изо дня в день, из века в век…».
Помимо духовной подготовки у Алексея были и исторические поиски. «Я покопался и нашел в архивах, что в 1922 году Минфин урезал бюджет ЧК в полтора раза. И в органы стали брать людей, которые совсем не были к этому готовы — детей священников в том числе, как мой герой Максим. Если бы в монастырь послали профи, он бы спокойно выполнил свое задание. А в том-то и дело, что Прошин — человек, мучающийся изначально. Он пошел за этой молодой энергией большевизма, поверил в новую советскую «религию»… А когда пришлось собственноручно убить человека, — тут его глубинные личностные корни и дали о себе знать…»
За тему женщины в «Приделе Ангела» отвечает Эмилия Спивак, которую Николай Дрейден называет одной из самых выдающихся российских актрис. Героиня Эмилии, Женя — ангел-хранитель Максима Прошина, сопровождающий его и в рай, и в ад души. «Эмилия — замечательная актриса, и она очень глубоко понимает, что такое женщина с ее самоотверженностью, с ее бесконечной любовью, той любовью, которую ничто не сможет разрушить, той любовью, которой нет в реальной жизни, — говорит режиссер. — Она сыграла тот образ женщины, который хотелось бы видеть, наверное, каждому мужчине моего возраста в этом циничном, феминизированном мире».
Получается, Николай снял в своем фильме идеал женщины? «Нет, — категоричен режиссер. — Идеалом можно назвать лишь то, что недостижимо. А это то, что есть в каждой женщине и должно быть, и это нужно взращивать и всячески холить и лелеять в себе, потому что сила женщины в ее слабости, в ее любви, в ее преданности. И это та тема, которую мне хотелось вскрыть помимо основной — тема мужчины-воина, мужчины-созидателя, для которого женщина — ангел-хранитель».
Так уж вышло, что в свете последних политических событий Николай Дрейден снял очень актуальный фильм. «По нашей задумке к финалу и герой, и зритель должны попытаться прийти к мысли о бессмысленности войны, о бессмысленности границ как таковых, — настаивает молодой режиссер. — К мысли о невозможности убийства кого бы то ни было — ни в условиях войны, ни в любой, даже самой экстремальной, ситуации, — ни одного живого существа».
Согласитесь, очень созвучно настроениям сегодняшнего дня…В общем, хорошее кино, в любом случае, мне понравилось, хотя очень жаль было, что монахи не остались в монастыре... хоть это и исторический факт... Рада, что посмотрела. Слава Богу. Рекомендовать ли атеистам, не знаю. Подумаю.