Когда от скорби сердце ноет
И дух уныния томит,
Одна молитва успокоит,
Одна молитва оживит.
Покоя ты найти не можешь
В утехах суетного света:
В нем нет тепла, в нем нет привета.
Одно: молись, молись, молись!
(с)
Не знаю, чье. Надыбала в спорной для многих статье
здесь«Злостраждет ли кто, да молитву деет, благодушествует ли кто, да поет» (Иак. 5,13).
Все-таки процитирую вышеуказанную спорную ссылку. И можете считать это мракобесием, я считаю точно так же. Как в выделенных жирным кусках. Записала здесь в связи с размышлениями в одном СМ-ном дневнике о творчестве
У Гоголя есть два прекрасных рассказа, оба под названием «Портрет». Замечательно в них старание сатаны — художественно воплотить себя на земле, чтобы принести людям этим воплощением как можно больше вреда. Эти рассказы не только поэтически великолепны, но и мудры: в них не единичный эпизод показан, а как бы выведен закон бесовского влияния: под видом прекрасного творения искусства удобно ему и желательно внедрить в человечество бесовщину. Примеры из литературы. Бесы стараются измучить поэта или писателя, совершенно его измотать, довести до невыносимого состояния, из которого он может освободиться никак не раньше и никак не иначе, как только тогда, когда напишет то, что бесу нужно. Тогда бес отступает. Творение пошло в свет и действует так, как бесу нужно, а человек — творец уже охладел к своему творению и почти о нем забыл, как свидетельствовал об этом создатель «Страданий молодого Вертера» — Гете. Полная аналогия с беременной женщиной — пока не родит, тягота ее нарастает и не проходит; но, увы, не всегда и роженое чадо приносит покой и радость. Как часто потом матери скорбят и говорят ему: «Лучше бы ты не родился».
Шаляпин не имел покоя, все воплощая и воплощая в себе рубинштейновского «Демона». За границей, говорят, даже летал по оперной сцене на огромных перепончатых крыльях.
Воплощению того же самого отдал себя и пал даже жертвой (сошел с ума) большой художник Врубель. Лермонтов, с которого Демон начал воплощаться, тоже много-много пострадал, и многих покалечил и заставил страдать. Творцы «Бедной Лизы» и «Молодого Вертера», сами того не желая и не предполагая, сделались чрез свои изящные творения виновниками многих и многих самоубийств. Сатане хотелось романтизма, трогательно — поэтической окраски самоубийства, чему прекрасно послужили и Лиза, и Вертер: оба прекрасные и молодые, оба желавшие чистоты и любви, своим самоубийством как бы протестовавшие против жизненной грязи и вероломства. «Сатана принял вид ангела света».
У меня до сих пор звучит в ушах прекрасная ария Вертера, которая, кстати, распевается в тюрьмах ворами, иногда очень музыкальными, и приводит всех в восторг. Благороднейшие тенора-артисты, вроде Собинова и Козловского, прекрасно пели арию самоубийцы, явно не прозревая ее дьявольский характер и смысл. Ибо во всякой хорошей музыке есть что-то божественное, само по себе трогающее душу, независимо от содержания песни. Как я случайно узнал, знаменитая песня «Реве та стогне» имеет неприличный и вредный текст, изображение грубого, неудержимого, хохлацкого распутства. А ведь музыка песни настолько хороша, что можно было бы петь ее на любой молитвенно-церковный текст. Так и артисты поют, как птицы, часто не отдавая себе отчет в том, что поют. Ведь так часто в прекрасных операх бывают совсем плохие либретто, и с этим артисты давно свыклись.
Вот какой вред бывает от музыки. Она многое хорошее в нас воспитала, но если взглянуть с точки зрения отцов — «не держу ли я в келлии врага Божией Матери», то много музыкальной благородной классики придется немедленно выбросить из фонотек и нототек и уничтожить.
Музыкальная классика, особенно произведения православных, а отчасти и инославных христиан, казалось бы, вся благородна, полезна и приемлема. Но это только кажется. «Благодушствует ли кто, да поет». Это правило для христиан обязательно, но совершенно игнорируется музыкальными гениями (и многими поэтами тоже). Они поют непрерывно. Их пение выносит на показ всем любое состояние их души, пусть очень и очень поддавшееся в тот или иной момент бесовскому искушению. Враг этим пользуется, протаскивая свое в широкий мир любителей и слушателей классики, среди которых есть и мученики ученического долга — изучить по возможности всего Бетховена, всего Баха, всего Чайковского и так далее. А люди эти писали не только для того, чтобы «исполнить долг, завещанный от Бога», но и нередко под действием сатаны. Им казалось, что их колоссальный дар обязывает их на всякий день и час совершенно обнажаться пред слушателями, хотя бы это и было им неловко, от того-де великая польза человекопознания происходит. А часто просто, чтобы избавиться от невыносимой тоски: так называемых мук творчества.
Отчасти верно положение Державина: «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли». Было бы верно вполне, если артисты всех видов художеств умели бы только святые мечты делать достоянием современников и потомков, а вовсе не «мечтания неподобные и похоть вредну» (Мол. св. Василия Вел. на Вел. Повечерии). А раз уж они сделали нашим достоянием все, выворотив, бедные, наизнанку пред множеством людей свои не всегда исправные души, то нам остается единственное, что и Библией заповедано: взять подобно Симу и Иафету покрывало и закрыть ту наготу наших гениальных учителей, которая и позорна для них, и сама по себе плоха и вредна для нас, хотя иногда и привлекательна.
Итак, если тебе не приходится то или иное мучительское или вредное в классике поневоле изучать школьным предметом, совсем то не изучай и не слушай. Еще Пушкин возмущался тем, что того или иного поэта издают полностью, «роются в его грязном белье».
Великий дар музыканта — гения Богом дан ему для чистой жертвы Ему, для пользы слушающих, для Богохваления и воспитания возвышенного. Будем разборчивы, отберем себе только полезное. Этим гениев мы не оскорбим, а только почтим!
@музыка:
Прошу тебя в час розовый напой тихонько мне, как дорог край березовый в малиновой заре
@настроение:
выкинуть все свои опусы, отформатировать диск и забыть о мюзиклах и поэзии НАВСЕГДА
@темы:
"...рассказ о том, что ему не интересно"(с),
Церковь,
Лирика,
Музыка,
Ссылки,
Стихи,
Точка зрения,
Философия,
Цитаты,
Город,
Господь