ИсточникПять поколений Королей одного рода, идущего от одного человека принесли Православию и Англии 27 святых!
***
До норманнского завоевания Англия прошла два периода духовного величия: «золотой век» в VII и VIII столетиях и «серебряный век» в X столетии. Последний был отмечен в основном святыми королями и епископами. Череда святых королей этой эпохи началась с благоверного Альфреда Великого, его супруги святой Эльсвиты Винчестерской († 903; память 20 июля), их дочери святой Этельгивы (игумении Шафтсберийской; † 903; память 9 декабря), внучки святой Эдбурги Винчестерской († 960; память 15 июня) – от ее мощей в монастырской церкви города Першор в Вустершире происходили многочисленные чудеса – и супруги их внука святой Эльгивы († 944; память 18 мая). Последняя стала матерью святого Эдгара, первого короля всей Англии, а к концу жизни стала игуменией в Шафтсбери. Святой Эдгар стал отцом святого Эдуарда Мученика и святой Эдит Вилтонской[2], так что можно говорить о династии из восьми святых.
История «золотого века» английского благочестия весьма своеобразна. В 597 году, когда христианская вера была только что принесена в эту страну, главной трудностью, с которой столкнулись миссионеры, было разделение английской земли на семь часто враждовавших между собой королевств. Наиболее действенным способом преодоления этого разделения был династический брак между членами королевских семей. Семьи, уже просвещенные христианством, принялись распространять веру с большим усердием. И главную роль тут играли королевы и принцессы – женщины королевских семей; они, как и везде, были гораздо более восприимчивыми к вере и быстрее мужчин всем сердцем принимали Христову истину. Многие из них – вдовы, незамужние сестры и дочери – избирали монашескую жизнь, что тоже способствовало объединению семи отдельных королевств в единую нацию. Древняя Англия может похвастаться 37 святыми игумениями, многие из которых были королевского происхождения.
читать дальше«Золотой век» английской святости начинается с 597 года, когда первый местный король был обращен в веру. Это был святой Этельберт, король Кента, который привел все свое королевство к истинной вере, при этом нигде не применяя силы. Под влиянием святого Этельберта другие королевства постепенно начали тоже принимать христианскую веру. У святого Этельберта были сын и дочь, которую звали Этельбургой († 647; память 8 сентября). Она вышла замуж за язычника короля Эдвина Нортумбрийского, и во многом благодаря ей этот король обратился ко Христу и впоследствии тоже стал святым. Овдовев, святая Этельбурга основала монастырь в Лиминдже в королевстве Кент и стала его настоятельницей. Ее дочь звали Энфледой (626–704; память 24 ноября), она тоже овдовела после династического брака и стала настоятельницей в монастыре Уитби, где после нее игуменией стала ее дочь святая Эльфледа[3]. Сын святого Этельберта король Эдбальт имел одну дочь и двух сыновей. Дочь его звали святой Энсвитой (614–640; память 31 августа и, местно, 12 сентября), она была основательницей и игуменией первого женского английского монастыря в Фолкстоне, а ее мощи до сих пор пребывают в местной церкви и доступны для поклонения. Святую Энсвиту почитают как «духовную матерь Кента», в ее честь написаны православные гимны в стилистике Романа Сладкопевца. У первого сына Эдбальта было четверо детей: святые Этельберт и Этельред мученики, святая монахиня Этельгита (впоследствии ставшая игуменией в Нортумбрии; † 720; память 22 августа) и святая Эрменбурга († ок. 700; память 19 ноября). Святая Эрменбурга вышла замуж за принца Мерсии (современный Мидлендс), а овдовев, основала около 670 года монастырь Минстер на острове Танет и стала его настоятельницей. Она была матерью трех святых сестер: Мильбурги – настоятельницы в Уэнлоке, Мильдреды – монахини и настоятельницы в Минстере-ин-Танете и Мильдгиты – настоятельницы в монастыре Истри королевства Кент. Второй сын Эдбальта, Эрконберт, породнился с королевской семьей Восточной Англии. Его жена, святая Саксбурга (ок. 625 – ок. 700; память 6 июля), основала женский монастырь в Минстере-ин-Шеппи в Кенте, а овдовев в 664 году, приняла монашество и подвизалась сначала в том же монастыре, а затем в монастыре Эли в родной для нее Восточной Англии, где в 679 году она стала игуменией. У святой Саксбурги был брат по имени святой Юрмин. Первой ее сестрой была святая Витбурга († 743; память 8 июля) – отшельница, позднее основательница и игумения монастыря Ист-Дерехем в Норфолке, прожившая более 100 лет и прославившаяся нетлением своих мощей. Второй сестрой святой Саксбурги была святая Этельбурга, а единокровной сестрой была святая Сетрида († ок. 660; память 10 января). Обе они стали настоятельницами в Галлии: святая Сетрида обучалась в монастыре Фармутье у святой игумении Бургундофары и после ее смерти в 657 году стала ее преемницей, а святая Этельбурга († 664; память 7 июля) стала игуменией того же монастыря после святой Сетриды. Она возвела церковь во имя 12 апостолов, а ее нетленные мощи, являвшие чудеса исцеления, хранились в церкви святого Стефана. Но еще у этой семьи святых был шестой ребенок – величайшая из английских святых жен святая Одри, или Этельдреда († 679; память 23 июня), основательница и игумения в Эли. Ее называют «матерью Восточной Англии», ее нетленная рука хранится в католической церкви в Эли, а многих девочек в Англии до сих пор называют именем Одри в ее честь. Удивительное благочестие семьи святой Саксбурги продолжилось в следующем поколении, поскольку до того, как овдоветь, она стала матерью двоих детей. Ими были святая Эрконгота, ставшая монахиней, и святая Эрменильда. Святая Эрконгота († 660; память 21 февраля) подвизалась в галльском монастыре Фармутье и умерла в юном возрасте. В ту ночь, когда она преставилась, все в монастыре слышали ангельское пение и, как пишет преподобный Беда Достопочтенный, «увидели ярчайший свет, нисходящий с небес, который возносил святую душу, освобожденную от оков плоти, к вечным радостям Небесного Царства». Святая Эрменильда († 703; память 13 февраля) породнилась с королевской семьей Мерсии, как и ее двоюродная сестра святая Эрменбурга (о ней мы уже упоминали). После смерти ее супруга, короля Вульфхера Мерсийского, в 675 году, святая Эрменильда приняла монашество в монастыре своей матери святой Саксбурги в Минстере-ин-Шеппи и позднее стала ее преемницей, а к концу жизни – игуменией в Эли. У святой Эрменильды было трое детей, все они стали святыми: мученики Вульфхад и Руффин, а также святая Вербурга – основательница и настоятельница нескольких монастырей. Муж святой Эрменильды никогда не считался святым, но почитаемыми святыми являются следующие ее родственники: король Мерсии святой Этельред (также Айлред; † 716; память 4 мая), оставивший трон и ставший игуменом в монастыре Бардни; святая принцесса Осит († 700; память 7 октября), святая монахиня Эдбурга (род. 650; память 18 июля) – дочь воинственного язычника короля Пенды, ее мощи пребывали в городе Байчестер; а также святые сестры Кинебурга и Кинесвита († ок. 680; память 6 марта), тоже дочери Пенды, обе ставшие настоятельницами в Касторе графства Нортгемптоншир: сначала святая Кинебурга, а после ее смерти – святая Кинесвита; вместе с ними почитается их родственница – святая монахиня Тибба.
Этот необычный список содержит имена 27 святых. Благодаря им основные королевства Британии: Кент, Восточная Англия, Мерсия и Нортумбрия – стали связанными друг с другом и являлись примером национального единства для будущего. Этот образец государства подкреплялся святым Евангелием: его проповедовали и по нему жили в замечательных монастырях, которые основали святые королевы и принцессы, объединившие королевства. Примечательно то, что все эти пять поколений святых произошли от одного человека – святого Этельберта, короля Кентского, которого первым обратил ко Христу святой Августин, апостол англов