Не лучшее житие, но временами у меня кретинизм относительно поисковых систем интернета...

Я больна АрКа... и Камиллой... и неотделимо от последней в моем сознании живет вынесенное из детства, потрясшее меня жизнеописание раннехристианской святой Моники...

А "Исповедь" ее сына я читала... начало и обрывки - потыренные у обожаемого приемного брата... ах, как это сильно, как это больно, как это потрясающе... («Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (С) ) есть аудиокниги - для любителей... ниже приведу ссылку...

Святая Моника - образец жены и матери (331-387 гг.), и ее сын святой Августин (354-430 гг.)


икона-картина Брак Моники и Патриция

к-Ахрас в древней Нумидии, располагавшейся на восточных территориях современного Алжира. Своим названием этот регион был обязан нумидам – кочевым, предположительно, арийским племенам, осевшим на этой территории и перенявшим со временем римскую культуру. Потомком нумидов-кочевников была и св. Моника. Совершенно очевидно, что родившаяся и проведшая свое детство в прибрежном г. Тогасто она не сразу стала святой, хотя, как пишет в своей «Исповеди» ее сын – св. Августин, родители ее были христианами. Путь к святости не был для нее легким, поскольку она переняла несдержанный темперамент африканских нумидов. «Исповедь» рассказывает о следующем случае из ее жизни. Родители часто посылали Монику в погреб за вином, но пока она его несла, то успевала несколько раз пригубить этот ароматный напиток. Выпивая поначалу совсем немного, она с каждым днем позволяла себе на один глоток больше, и, в конце концов, попала в такую зависимость от вина, что каждый раз, когда ходила за ним, выпивала практически полную чарку. Однажды, одна из служанок разозлившись, назвала ее пьяницей. Это оскорбление остановило ее. Нельзя сказать как долго взрослеющая Моника выдержала бы в своем решении измениться, если бы не то воспитание, которое дали ей родители. Из «Исповеди» мы узнаем, что в их семье дети с самого начала были приучены к самоотречению, без которого очень тяжело совладать с собственным темпераментом, став взрослым. Даже в самую жару дети могли напиться только во время еды. Кроме того, положительное влияние на воспитание детей оказала их престарелая няня. Она была свидетельницей последней волны преследований христиан, помнила о давлении, которое на них оказывали, а также мужество мучеников.

Монике едва исполнилось 18, когда родители выдали ее замуж за Патриция - человека гораздо старшего ее и язычника по вероисповеданию. Он был римлянином по имени, по характеру же – чистокровным африканцем, очень сварливым, эмоциональным, несдержанным, а иногда и просто шальным человеком. К сожалению, подобные смешанные браки в Нумидии считались чем-то нормальным, так как родители чаще всего заботились лишь о том, чтобы их дети были материально обеспечены. С этой проблемой Церковь сталкивалась с самого начала своей истории. Первый наместник Христа – св. Петр - сам свидетельствует об этом, когда в своем послании напоминает супругам-христианам: «Также и вы жены повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются Слову, житием жен своих без Слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие». Можно предположить, что в таких случаях, жизнь женщины была не из легких. Такая жена не только не могла ожидать от своего мужа любви, которой, согласно Божьим установлениям, он обязан был одаривать ее, но более того, она была обречена на одиночество в своем стремлении к святости и несла на своих плечах всю ответственность заботы о христианском воспитании детей. При всем при этом, она должна была следить за тем, чтобы послушание мужу не выходило за рамки христианской нравственности. Монике это не всегда удавалось. Чтобы сохранить покой в своих взаимоотношениях с мужем, она скорее выбирала подчинение ему. Заключая брак, Моника осознавала какое место она должна будет занимать в семье, и позже поступала соотвественно этому. Хотя Моника тоже была вспыльчива и горяча, но супружество с Патрицием ежедневно учило ее сдерживать собственный темперамент и приобретать более подходящие для женщины качества: самообладание, великодушие, тихую любовь, терпение, которого ничем заменить невозможно. Она не противоречила мужу, когда он был в гневе, хотя это и случалось достаточно часто. Внутренняя умиротворенность, которой она достигала путем ежедневных стараний совладать с собой, становился сильней раздражительности и вспыльчивости мужа. Также безмолвно Моника переносила супружескую неверность Патриция и клевету в своей адрес, хотя часто плакала в тайне от всех. С верой молясь за мужа, она надеялась, что он изменится, и старалась быть для него примером чистоты и уважения. Патриций, как пишет св. Августин, ценил свою жену за ее добродетель, даже восхищался ею, и в их отношениях постепенно зарождалось что-то прекрасное. Подруги-христианки Моники удивлялись тому, что Патриций никогда не бьет ее, а бури, которые у них случаются, проходят бесследно. Моника объясняла им: наверное, вы еще недостаточно послушны своим мужьям. Что тут можно сказать о нашем времени, когда женщины отказываются признавать авторитет своих мужей или, заметив самый незначительный недостаток или ошибку супруга, начинают воспринимать его как бремя. Моника, наверное, напомнила бы им назидание из св. Писания: жены своим послушанием помогают мужьям побороть свои недостатки. Супружескую верность Моники Бог вознаградил обращением Патриция, которое произошло незадолго до его смерти.

18 лет св. Монике пришлось молиться об обращении ее сына Августина, который, в конце концов, всем сердцем принял Христа и стал впоследствии епископом Гипона, а после смерти был объявлен святым и учителем Церкви.

Еще вариант жития с сайта аудиокниги

читаем?.. вам понравится меньше, но я рискну...

Св. Августин Читаем?..

PS Таня, я тебя обожаю... за Камиллу и просто так...