Очередное личное.Жития святых я стала читать только после прихода на бывшую работу. Делать было периодически совершенно нечего, летом люди бывали в отпуске и у меня появлялась возможность сидеть за нормальным столом и компьютером. И я, выполнив все нехитрые поручения, открывала сайт с житиями на каждый день и читала... текущий день, предыдущий, последующие... рассылки, помню, делала еще желающим...
Я сейчас редко их читаю. Почти совсем не читаю. И из памяти стираются имена, остаются только какие-то наиболее запомнившиеся моменты жизни, потрясшие, удивившие или наоборот.
И я читала и думала тогда, думаю и сейчас, что Церковь дала нам этот опыт духовной жизни других людей, в богоугодности и спасительности чьей жизни Она уверена, чтобы дать ориентиры, показать возможности, вдохновить на следование за Христом. А не столько ради того, чтобы мы приходили к этим прославленным Богом старшим братьям и клянчили себе земное или даже небесное...
И я помню, что я хотела быть, как эти люди. Повторять за ними так, как дети повторяют за родителями. Я запомнила, что святые никому не отказывали в помощи, отдавали последнее, даже в ущерб семье, терпели обиды и клевету, не сдавали властям собственных убийц... Из любви к человеку, как творению Бога, из смирения и ощущения своего недостоинства.
Потом пришла психология... И стали мне говорить, что нужно полюбить себя. И я честно учила и местами верила. А потом вспоминала тех святых и начинала сходить с ума. А потом приходили о.А.К., Кузька, еще кто-то и говорили, что нужно сперва стать человеком, а потом обоженным человеком. И начинало просветляться что-то. И я могла совмещать психологию и христианство совершенно уютно.
И, в целом, Кузьма сумел меня убедить в том, что я знала заранее, что основой жизни святых не было служение людям, а было служение Богу, и что все свои деяния они производили от любви, уже имея ее внутри себя. А я металл звенящий, без любви, могу только механически повторять некие действия, не будучи уверенной в их полезности тем, для кого они совершаются.
Но даже разрыв с Аполлинарией меня не убедил, что то, как я понимаю "делать ради Христа, а не ради людей", на самом деле ради себя самой. Просто потому, что (не всегда, но было и так) вспоминаю "Что сделал одному из малых сих то сделал Мне" и считаю, что передо мной Христос и я служу Ему. Может быть, если меня в этом убедят, я смогу сказать Аполлинарии, что мое мировоззрение приблизилось к ее и что она была права и все такое. Хотя, честно говоря, я думаю, что вторые шансы не ее конёк. Но, если быть честной, плоды таких попыток видеть в человеке Христа ужасающие для всех участников процесса. И если еще раз быть честной, я не уверена, что Котам есть дело до того, Кого я вижу на их месте в процессе. Другое дело, что с духовной т.з. все менее однозначно
Но в целом я, собственно, о чем.
Я знаю эти умные вещи о любви. Знаю трезво, что у меня ее нет. И поэтому знаю, что, когда ко мне приходят со взглядом Кота в сапогах из Шрека, и я испытываю гамму эмоций, страшную борьбу эгоизма, жадности, лени, раздражения и долга (но не любви), и (правда, только когда настрою себя на нечто более-менее позитивное, вспомнив, как завет, поступки всех святых (и Христа) с их любовью (а вот такой-то сделал бы так-то)) в 90% случаев - делаю, - я знаю, что это не из избытка сердца, что это не то, чего ждет Бог, что это жертва, а не милость, что это, короче, обычное скотское человекоугодие (которое идет от той самой глубинной пустоты вместо любви к себе, это я тоже знаю и давно). И как написал мне пару минут назад Кузенька, я наношу вред:
"Если ты даешь что-то другим, но их портишь, это не жизнь для друзей. Ты даже не друг им, а враг под личиной друга. Тут вся суть в том, что именно реально нужно друзьям.
Дала мороженое, а он простудился. Написала за него реферат, он сам не умеет их писать, в итоге. Примеров массу можно приводить. Люди обычно портятся, когда им что-то материальное даешь.
А реально нужно в контексте Евангелия только одно - спасение, то есть, соединение с Богом. Истинный друг это и дает."
Но я не умею дарить удочки... знаю, что надо, но не умею... И, да, я не друг. Я враг. Практика показывает.
Но я все равно каждый раз не знаю, как быть с Котом в сапогах. И все равно продолжаю быть убежденной, что всё, что у меня есть, не моё, и потому я должна отдать это, когда придет человек от Господа за тем, что принадлежит Господу. Даже когда у меня хватает сил справиться с человекоугодием и проигнорировать этот пронзительный взгляд. Потому что, если бы я была уже совершенной, и имела любовь, ничто не удержало бы меня, как не удерживало святых.
Но правда в том, что я - не совершенна. Что все, за что меня благодарят - человекоугодие, вредное для всех, и долг. И ни капли любви.
И комментировать, если захотят, прошу только православных. Но с Кузей мы лучше договорим в письмах.
Чтобы не забыть самой, с чего это я тут расписалась, все началось с квартирантов и постоянной прописки для них
Святость, подвиги любви и "подвиги" человекоугодия
gsm
| пятница, 16 ноября 2012