Все-таки я напишу про Рождество в Смольном.
Я говорила, что
трудами Николая Бурова храм возвращен Церкви. Пока что литургию служат по большим праздникам, а первая была 07 апреля 2010 г - в день Благовещения. Так же, я говорила, что Покровский храм теперь приписан к этому собору, потому в Смольном будет служит притч Покровского, и потому в Рождественскую ночь все желающие были приглашены отправиться на заказанных автобусах на литургию в Смольный. Потом те же автобусы возвращали людей обратно к Покровскому храму.
Здесь тоже приглашали на богослужение в Смольный, но все это я прочитала уже только сейчас. А жаль, было бы меньше нервотрепки =)
Я сомневалась, ехать ли мне, даже после того, как записалась. Но, в итоге, поехала.
Чудесным образом, я попала в один автобус с М.В. и ее сыном, за которого моя любимая домовушка из Гимназии, мечтает меня сосватать уже лет 10... Красивый седовласый юноша, в какой-то мере воцерковленный. Видимся с ним раз или два в год на ночных службах =) В этот раз у меня к нему возникло теплое сестринское чувство, видимо, благодаря тому, что его мама давно сбивается при обращении ко мне на "доченька". =) А чудесным, собственно, потому, что автобусов было много, и я мало кого знаю из прихода. А рядом со мной тем же чудесным промыслом Божиим оказалась женщина, с которой мы после службы вместе шлепали домой, ибо живем, оказывается, неподалеку. Таким образом, Господь обеспечил меня попутчицей уже на пути к Нему. Нас просили запомнить свои места и автобус, чтобы возвращаться в таком же составе и не путаться, не создавать хаос.
Внутри нас встретил, с натяжкой назову это "притвором", хотя это, конечно, никакой не притвор, с музейной раздевалкой и туалетами. Сервис на гране фантастики. Я не была готова к такому, пришлось собирать распиханные по карманам вещи в пакет, ибо рюкзак я не брала, боясь, что буду мешать им в толпе. Наивная. Никакой толпы не было.
Раздевшись и посетив WC, мы вышли в сам собор и... вернулись обратно, как и все наши предшественники, с выражением лица "чозанафиг" и "куда нас привезли", всмысле: "где храм!?". Мягкий серый ковролин, как в "притворе", чистое от стульев пространство... и прекрасно драпированная занавеска вместо алтаря и всё! Я не ждала подсвечников и икон. Ладно, Бог с ней, с алтарной стеной (не занавеска же, в конце-концов ее собой являет?!). Но где хотя бы Престол!? Сотрудники музея мило улыбались и выпроваживали нас обратно в пустое голое и совершенно нецерковное пространство изумительно белых, как в дурдоме, стен, убеждая нас, что нам - туда, и "правильным путем идете, товарищи".
Слава Богу, откуда-то раздались молитвы перед исповедью
(кстати, об исповеди, она не была краткой и общей, как в Ильинке перед ночными литургиями, куда идут только воцерковленные прихожане, а настоящей, с двумя исповедающими священниками, но я утром попала к духовнику, благословилась, и уже не пошла вечером). Я направилась на звук. И нашла моих более расторопных коллег по вере. В правом, как теперь знаю, некогда Екатерининском, пределе, где сзади стояли стульчики для желающих, принимались записки, продавались свечи, стояли канон и подствечники и был нормальный новодельный алтарь. Сдается мне только, теперь это предел Николая Чудотворца, судя по характерной иконе в положенном для храмовой месте алтарной стены. Так что основная часть собора - это все еще концертный зал с разными прожекоторами и микрофонами. Но, может быть, после 19го согласуют с музейщиками, и будет литургия ежедневно хотя бы здесь.
Оказывается, в главном пределе все-таки тоже была служба 02.10.2010года.
Ссылка с фотографией этой экзотической литургииВообще внутри потрясающе красиво. Собор весь белый-белый, словно в инее. Верхний ярус украшают коринфские колонны с классическими листьями и тонкие как травинки подсвечники - потому и кажется, что они в тонких кристаллах белоснежного инея, и собор весь становится зимним. А еще везде голубые занавески: на окнах, над алтарем, в части под концерты. Красивые просто потрясающие складки, цвет как снаружи (Собор бело-голубой), как чистое зимнее небо. Так что ощущение, что попадали прямо в зимний снежный морозный день с безоблачным небом.
Собор изнутри. Фотография из интернета. Не отражает глубину цвета, но дает представлениеСобор изнутри. Фотография из интернета. Не отражает глубину цвета, но дает представление. Вообще, там можно было фотографировать, и многие это делали. Но я не привыкла относиться к храму, как к достопримечательности, я там для другого, и не стала.
читать дальшеА еще на границе правого придела и главного храма стоял в синей "палатке" рождественский вертеп. На стенах висели картины с коровами, ослами и овцами, посредине стояла икона Рождества Христова, было немного соломы и веток, а на задней стенке еще одна картиноподобная уже икона Рождества же. На вертепе электрическим светом сияло нечто среднее между крестом, снежинкой и звездой. Рядом примостились искусственные ели, под которыми народ свалил грудой свои кульки, выглядевшие словно рождественские подарки - очень по-домашнему и празднично. У этих елок и подарков на принесенных из дома складных стульчиков сидели люди. Видимо, им было так привычнее, чем на удобных стульях позади храма. А вообще, народ стоял и сидел не только в приделе, но и в главной части: слышимость-то отличная все равно.
Пел, вроде, хор из капеллы. Красиво. Но я не люблю выкрусаты и сложные, непривычные распевы. Меня это очень отвлекает от молитвы. И еще меня огорчило и потрясло, что не было, как в Ильинке, краткой утрени перед литургией. Только обычные часы - 3ий и 6ой, которые я с недоумением узнала по читаемым псалмам. Литургия была короткая до ужаса. Начали ее в 23:45, причастие началось в 00:50!! Впрочем, не могу сказать, что что-то сокращали. Ведь антифоны пели праздничные, а они короче обычных. Правда, много народу причащалось, потому до 02:40 причащали, потом батюшка говорил нереально длинную проповедь, причем в основном про храм и что-то такое значительное, что я даже не слушала. Не о Рождестве совершенно потому что.
Вообще, оказывается, храм по указу Александра I был главным собором ВУЗов Российской Империи. Я об этом либо не знала, либо забыла. Потому на службу привезли студентов. Они, конечно, стояли, слушали, тихонько все. Но про причастие никто им ничего не объяснил! Когда все стали подходить к Чашам, две девушки вежливо поинтересовались у меня, что это происходит. Я дурында, сказала "Причастие", но не объяснила, что это такое (((( Сказала, что если они исповедовались, то могут тоже подойти, а если нет, в любой другой день... (((( Надо было, конечно, расширенней. Но я совершенно не ожидала, что ночью сюда припрутся такие все в платочках девушки, которые ну на столько не в курсе(( Но зато, вроде, интересующиеся... Тоже радостно.
После нам всем вручали большие настенные календари, детям еще какие-то подарки, и что-то дополнительное студентам. Я была глупой жадиной. Мне ужасно хотелось календарь, хотя я убеждала себя, что нефиг, не заслужила, не заработала и вообще. Мне казалось, там будет красивая голубая фоторграфия собора, потому что я видела, что изнутри что-то голубое, и мне хотелось ее иметь. Я немного поборолась с собой, но все-таки после целования креста, все-таки протянула загребущую лапу за заветной трубочкой. Дома оказалось, что я это сделала очень и очень зря. И нужно было слушаться голоса совести и Ангела Хранителя. Потому что внутри была не фотография собора, а безумно красивая, совершенно потрясающая ... но ИКОНА Покрова Божией Матери. А я ненавижу календари с иконами, потому что их потом вечно не знаю, куда девать. Нельзя относиться к образу наплевательски, даже если он типографский, а у меня и так уже лежат штуки 4 освященных образа с бывших календарей, и что? Лежат свернутые, ибо красивые, выкинуть нельзя, а вешать некуда... И вот - Бог наказал за жадность. ((( Так мне и надо!
Никому не нужен чудесный большой очень красивый календарик?
После службы планировалось чаепитие, но его не наблюдалось, думаю, и нечего, и я пошла в автобус.По мнению водителя, мы припозднились, он был на нас зол, к тому же часть народа все-таки перепутало рейсы... в общем, он довез нас до Покровского и высадил, отказавшись подвозить народ еще квартал, хотя сам все равно ехал прямо для разворота. И мы с М.В. и ее сыном тащились квартал пешком, прежде чем они смогли поймать машину. Лешка предлагал отвезти меня, но я отказалась, сказала, что прогуляюсь. Когда они уехали, я увидела идущую в мою сторону мою соседку по автобусу. Вот так славно мы завершили с ней наше путешествие.
Надо сказать, ночь была белой. Небо было цвета молока, как летом, и было светло не от луны, которая была не видна, и не от фонарей, которых было мало. Было ощущение, что небо сияло и светило само по себе.