Сегодня именины Владыки Владимира, настоятель сослужил ему, а у нас на поздней служил духовник.
Читали этот отрывок Евангелия:

Лк., 26 зач., VI, 31-36
31И ка'к хотите, чтобы с вами поступали люди, та'к и вы поступайте с ними.
32И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то' же делают.
34И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35Но вы люби'те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.


После службы батюшка говорил на эту тему. Я, увы, не воспроизведу слов духовника дословно. Возможно, мне не удастся сделать это даже с сутью. Но мне глубоко запало в душу сказанное. Так что, я попытаюсь, и Бог мне в помощь. А, если вспомню что-то потом, допишу

Он говорил о том, что часто люди на исповеди говорят, что не могут любить своих врагов. Но что значит, любить врагов? На эту тему написано огромное количество толкований и проповедей. И многие из проповедей носят интеллигентский характер, т.е. полны сдержанного восторга от того, как это здорово любить врагов. Но есть слова митрополита Филарета Московского, когда он говорит, что врагами Божиими нужно гнушаться, т.е. по сути, ненавидеть, врагов отечества уничтожать, а личных врагов прощать и любить. И даже эти слова относительно врагов отечества ему многие модернистские священники не прощают. Но во всех этих проповедях нет ни слова о том, что же в реальности делать человеку, нет практических советов.
Вот, возьмем случай. Идет православный человек по улице и на него идет другой человек с ножом. И что же, православному следует у него сперва поинтересоваться, "как ты ко мне относишься, как к христианину или как к объекту с кошельком и мобильным?", и, если первое, то простить, а, если второе, начинать защищаться?
Вот, Вы наверное думаете, что это батюшка тут иронизирует, да?
Но возьмем Евангелие. Заповедь о любви к врагам часто соотносят со словами Спасителя на кресте: "прости им, ибо не ведают, что творят". И эти слова Господа понятны. Те воины, которые тщательно и усердно прибивали Его ко кресту и поднимали этот крест на веревках для того, чтобы установить вертикально, которые следили за казнью - они действительно не знали, Кто на кресте. Они выполняли свою работу. Им сказали, что это преступник и смутьян. Они защищали свое государство. И о них Спаситель говорит, что они не ведали, и что их нужно простить.
Но что он говорит другим? Столько мест, где он говорит книжникам и фарисеем, что горе им, что они порождения ехидны и сыны дьявола. Потому что эти люди с самого начала были призваны знать, Кто Он, знали, Кто Он и решили убить Его. И ни о каком прощении им Он не говорит.
Или возьмем апостола Павла в его втором послании к Тимофею. Он пишет: "Медник Александр много сделал мне зла. Будь осторожен с ним". Тимофей - его друг и глава одной из церквей. И ему апостол говорит, что, чтобы церковь стояла, не была уничтожена изнутри такими вот Медниками Александрами, нужно быть с ними осторожными. А не о любви и прощении. И это тоже понятно.

Или давайте вспомним слова Николая Степановича Гумилева, поэта, который в первую мировую войну оставил свои поэтическую деятельность, надел шинель и пошел воевать:
Но тому, о Господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: - Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!


Поверженному врагу! Любовь к врагам это милосердие к поверженным, уже не опасным, врагам. Россия никогда не добивала врагов. Она селила их рядом с собой и защищала.

(Про Николая Второго я плохо помню слова батюшки...)
Или возьмем слова святого Николая II, который писал после отречения: "не мстите за меня". Он желал, чтобы Россия стояла вне зависимости от его жизни. Да. Но можно ли из-за этого сказать, что отречение не было ошибкой? Нет, нельзя. Отречение было ошибкой.

Итак, я хочу вам сказать. Этот сегодняшний отрывок Евангелия говорит, что грешники дают взаймы дающим им и любят любящих их. Но что это за грешники? Грешники так не поступают. Это язычники. Язычники так поступают. А Господь говорит о христианах, что им следует быть совершеннее. Но кто из нас полностью отдает долги? Молимся ли мы о благодетелях? В утренних молитвах есть такое - молитва о благодетелях, о людях, чье участие в нашей жизни было очень значимым. Чаще всего в лучшем случае молимся о детях. Но я вас уверяю. Если вы будете соблюдать хотя бы языческую меру любви, дьявол уже вам этого не простит. Как не прощает он этого и многого православной России, и уже у вас будут скорби и трудности по жизни, так что несите хотя бы этот крест, и, если сможете, то уже несите и больший.